Человек — единственный вид, который прокрастинирует
Психику можно рассматривать как экономического агента: ее главная задача — удовлетворять потребности в мире ограниченных ресурсов. Для этого нужно эффективно распоряжаться временем и деньгами. Но почему же с этим так часто возникают проблемы?
Львы не откладывают охоту на потом, бобры не забывают обзавестись древесиной, а хомяки всегда готовят запасы на зиму. Почему животные справляются с управлением ресурсами, а люди — нет? Причин много, но главная — сложность.
В своей жизни мы жонглируем гораздо большим количеством факторов, нюансов и процессов, чем животные. И хотя мозг у нас тоже посложнее, пропорция не сходится, и оказывается, что у нас не хватает внимания на все и сразу. В результате оно рассеивается, а ресурсы — время и деньги — утекают сквозь пальцы.
И если посмотреть на вопрос под таким углом, то сразу оказываются видны инструменты, которые должны улучшить ситуацию.
Упорядочиваем хаос
Шаг 1: Выгрузите все из памяти
Первое правило эффективного управления — не пытаться все удержать в голове. Запишите все задачи, цели и планы: на час, на неделю, на год или на всю жизнь. Когда список перед глазами, мозгу легче анализировать и сравнивать.
Шаг 2: Приоритизация — искусство выбора
Хорошая новость: в психике не бывает двух абсолютно равнозначных сигналов. Всегда что-то важнее. Если сложно ответить на вопрос «Что важнее?», попробуйте сформулировать его иначе:
«Что менее важно?»
«От потери чего я меньше пострадаю?»
Такое выворачивание вопроса «наизнанку» часто помогает с приоритизацией.
Плохая новость: приоритизация — это навык, который требует тренировки. Сначала будет сложно, особенно если вы не привыкли задаваться такими вопросами или, более того, привыкли избегать принятия решений.
Но со временем процесс станет привычнее, каждый следующий конфликт приоритетов будет решаться проще, а вопрос «Что для меня сейчас главное?» окажется вашим надежным компасом. Но начать придется с того, чтобы нервно потеть перед списком вещей, все из которых важны.
Отдельный бонус этого занятия состоит в том, что с большой вероятностью в процессе вы попросту откажетесь от каких-то задач, поняв, что слишком много на себя взвалили, и уже это разгрузит вашу жизнь.
Шаг 3: Календарь — надежная опора
Когда список задач составлен и приоритизирован, перенесите его в календарь — от высшего приоритета к низшему. Выделите время на каждое дело, пока не закончатся либо задачи, либо временные ресурсы (более вероятно второе). На этом этапе некоторые из ваших задач, вероятно, тоже «отвалятся», за невозможностью для них выделить время.
Важно на этом этапе не впадать в героизм и не ждать от себя 12 часов в день непрерывной эффективной работы. Впрочем, это корректируется следующим пунктом: через время — через час, к концу дня, раз в неделю, как вам удобно — стоит оценивать, насколько в итоге вам удалось следовать своему календарю, и рефлексировать над тем, что не получилось и почему.
C большой вероятностью, особенно если вы занимались этим впервые, вы поставили себе слишком много задач и недооценили, сколько времени потребуется на их выполнение, а также не выделили время на отдых, транспорт и неожиданные форс-мажоры. Календарь на следующий период важно сделать с учетом этих выученных уроков.
Деньги: та же логика, другие эмоции
Это все прекрасно, скажете вы, но что там насчет денег?
Во-первых, если вы научились управлять временем, с деньгами станет проще: вы и работу будете успевать делать, и, возможно, дополнительно развиваться, и в целом жизнь будет менее тревожная и напряженная, а значит, вас будет меньше тянуть к дорогим развлечениям и хаотичным тратам. А во-вторых, с деньгами — та же логика, что и со временем.
Да, безусловно, упорядочивание и приоритизация и близко не исчерпывают вопрос психологии финансового благополучия. Там еще миллион вещей, связанных и с ролью денег в отношениях, и причинами сопротивляться успеху, и с эмоциональной коннотацией богатства, и со вторичными выгодами от денежных проблем, и с необходимостью отстаивать границы и пресловутой зоной комфорта.
Но все и сразу охватить нельзя, да и большую часть этих вещей не исправить по инструкции из текста
А вот начать с хорошей структуры и ясности в ситуации — заведомо полезно. Как при решении задачи по математике: просто качественно записанные условия уже облегчают решение. Это не гарантия, конечно, далеко нет, но это точно не навредит.
Начните с базы:
Запишите все доходы и расходы;
Приоритизируйте траты (как с задачами);
Запланируйте бюджет;
Проанализируйте, что получилось, а что нет.
Это не сделает вас богаче за день, но поможет понять, где кроется проблема, куда двигаться дальше, и позволит обратиться за помощью со сфокусированным запросом.
В завершение стоит отметить, что управление временем и деньгами — это не про силу воли, а про структуру и осознанность. Со временем этот процесс станет естественным — и откроет путь к настоящему благополучию.

Практикующий психолог-консультант, автор книги «Страдай с толком», лектор и тренер