«Текстом удобнее»: кто такие текстроверты и почему они так любят переписки | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Бинарное деление людей на экстравертов и интровертов, похоже, выходит на новый этап развития: в соцсетях все чаще стал встречаться термин «текстраверт», который, как уверяют пользователи, может подходить и тем, и другим. Этим словом называют тех, кто предпочитает общаться по переписке вместо того, чтобы прибегать к устным разговорам.

Кто такие текстроверты простыми словами

Текстроверты — это люди, которые находят письменное общение более комфортным и эффективным для самовыражения. Речь может идти о мессенджерах, электронной почте или просто постах в соцсетях: написать свои мысли текстом для них намного удобне, чем высказать их вслух в живой устной коммуникации.

Термин «текстроверт» (от англ. «textrovert», сочетание слов «text» и «introvert» / «extrovert») не является строго научным и чаще используется в поп-культуре или в неформальном контексте для описания людей, которые предпочитают письменное общение устному. Текстровертами могут быть представители самых разных профессий, типов личности и не только.

  • Писатели и журналисты. Люди, которые пишут статьи или книги, но избегают публичных выступлений. Например, авторы блогов, которые активно делятся мыслями в текстах, но редко участвуют в живых дискуссиях.

  • Участники онлайн-сообществ. Пользователи Reddit, Discord, «Живого журнала» и других соцсетей и форумов, которые пишут длинные посты или комментарии, но в реальной жизни менее общительны.

  • Профессионалы с письменным общением. Программисты, дизайнеры или менеджеры, которые предпочитают переписку в профессиональных мессенджерах вроде Slack или по электронной почте вместо звонков, чтобы структурировать свои мысли и «держать их перед собой».

  • Социально тревожные личности. Люди, которые в текстовом формате (например, в мессенджерах) проявляют остроумие и открытость, но вживую склонны к молчанию.

Что значит термин «текстроверт»

В понятии «текстроверт» особенное любопытство вызывает часть «верт» — по словам психолога Ирины Невзоровой, она отсылает к психологическим понятиям «экстраверт» или «интроверт», которые ввел в обращение психолог Карл Густав Юнг.

«Первая часть этих слов показывает направление жизненной энергии, интересов человека. У экстравертов их жизненная энергия направлена вовне, на внешние объекты, а у интровертов — во внутренний мир и на внутрипсихическое содержание, — говорит Невзорова. — Часть слова „верт“ происходит от латинского vertere, что в переводе означает переворачивать. С этой точки зрения у текстроверта его жизненная энергия в большей степени направлена на текст».

Таким образом, текстроверты через текст не только выражают себя, но и лучше понимают других: письменная речь для них — не всегда до конца осознаваемый, но тем не менее определенный выбор способа коммуникации и социализации. Этот способ трудно отнести как к экстраверсии, так и интроверсии, как и трудно назвать его просто эпистолярным жанром, с которым человечество знакомо не одну тысячу лет.

Чем общение через текст отличается от личного общения

Текстовое общение — это дистанция. Она явно больше, чем при личном общении или даже при голосовом общении по телефону. «Это наводит на мысль, что текстровертам трудно поддерживать близкую дистанцию при контакте с другими», — рассуждает психолог.

Кроме того, сообщения, передаваемые текстовым способом, определенно занимают больше времени, чем живое голосовое общение. Это сознательное замедление темпа коммуникации необходимо текстровертам и служит удовлетворению их некой потребности.

«Наконец, современная письменная речь сильно упрощает, если не обедняет, коннотацию, эмоциональную окраску смысловой единицы, уточняющую, а иногда и коренным образом меняющую основной смыл послания, — добавляет Ирина Невзорова. — Кроме того, любая письменная коммуникация имеет четкий след, который может сохраняться в течение долгого времени и позволяет максимально точно, насколько это возможно без эмоциональной составляющей, воспроизвести прошлые разговоры и сослаться на фактические аспекты взаимодействия».

Почему люди предпочитают текст устному общению

«Все мотивы у человека внутри, но не все мотивы он осознает», — обращает внимание Ирина Невзорова. — Если плясать от печки, или от истоков, то для психологов той самой «печкой» являются чувства и внутренние состояния».

Страх

Человек может бояться разных вещей:

  • близкого контакта;

  • показаться уязвимым;

  • быть открытым;

  • быть самим собой и не только.

Текст в таком случае скрывает выражение лица, дрожь в голосе, жесты и массу других человеческих проявлений, которые «выдают», что на самом деле с ним происходит: он как будто позволяет надеть маску и скрыться за нею. Текст, как маска и дистанция, часто буквально физическая, защищают боящегося человека от того, что его разглядят и уязвят, сделают больно, заденут «раны».

Стыд

Иногда за желанием общаться преимущественно через текстовые сообщения может скрываться чувство стыда. Так, при устной коммуникации человек, вероятно, стыдится:

  • сделать ошибку;

  • сказать что-то не так;

  • быстро не справиться с нужной реакцией;

  • не найти нужного ответа и др.

«Кому-то требуется больше времени на обдумывание, кому-то это время необходимо, чтобы максимально точно подобрать слова или составить красивую фразу, перфекционистам необходимо избежать каких бы то ни было речевых и/или смысловых ошибок, — объясняет психолог. — Люди, не умеющие справляться с чувством стыда, будут стараться всячески избегать ситуаций, где они его уже когда-то испытали и, следовательно, могут столкнуться с ним снова. Переписка с ее неспешным темпом и возможностью не отвечать сразу как раз предоставляет стыдливым людям такую возможность».

Контроль

«Некоторым людям очень важно все замечать, ничего не пропустить, потому что „дьявол кроется в деталях“ и совершенно непонятно, где и когда он объявится», — раскрывает контроль как причину текстровертности Невзорова.

Есть люди, которые по нескольку раз возвращаются к уже сказанному и проверяют себя на эффективность ответов, а кто-то так опасается манипуляций, что предпочитает видеть их в каждом слове и каждом проявлении. След, который оставляет текст, дает больше возможностей контроля и больше способов избежать манипуляции, и даже немного поманипулировать самому.

Игра

Если испуганному человеку маска необходима, чтобы скрыться и не позволить себе лишнего, то играющему человеку маска как раз нужна для того, чтобы разрешить себе то, что запрещено в реальной жизни.

«Не всем нам дано быть успешными артистами в реальной жизни — тело и голос, наши биологические партнеры, не всегда слушаются и часто не позволяют успешно перевоплощаться, — рассказывает психолог. — Иногда за такое неудачное перевоплощение может и „прилететь“ от партнера по контакту. И переписка хоть и не отвечает всем условиям сцены, тем не менее может предоставить непрофессиональным актерам намного больше театральных возможностей, чем живое общение».

Холодность

Бывает, что человек запрещает себе эмоции. Тогда в личном контакте с другими он может оставлять неприятное впечатление холодного отстраненного человека, и люди могут начать сторониться и избегать его. Иногда такой человек пытается изобразить что-то эмоциональное, но получается еще хуже.

Текст может выручить в такой ситуации: собственную неэмоциональность можно списать на особенности текстового общения или, в крайнем случае, написать вполне эмоциональный текст. Он скорее всего не будет достаточно искренним, но придать эмоциональность тексту намного проще, нежели выразить эмоции через собственную личность.

Когда по работе лучше написать, а когда — поговорить вслух?

Формат общения играет большую роль в рабочей и бизнес-коммуникации, которая делится на два типа:

  1. внутренняя — между сотрудниками одной организации;

  2. внешняя — с внешними контрагентами.

Выбор способа коммуникации, по словам Ирины Невзоровой, должен отвечать тем задачам, которые эта коммуникация решает. «Если речь идет о достижении договоренностей, переговорном процессе, то текст — это худший выбор, поскольку может вносить серьезные смысловые искажения в переговорный процесс, а дистанцированность создает трудности для достижения договоренностей, — говорит психолог. — В случае переговоров текст может являться завершающим этапом, но никак не самим процессом».

По тем же причинам текстовая коммуникация может осложнить процесс разрешения противоречий или конфликтов. Несмотря на то что текст способен максимально сглаживать эмоции, смысловые искажения могут не позволить партнерам по коммуникации правильно понять друг друга.

«Но текстовое общение — отличный способ распределения времени при исполнении уже заключенных договоров, когда партнеры только информируют друг друга о ходе их исполнения или уточняют некритичные вопросы взаимодействия, — уточняет Невзорова. — В бизнесе время имеет очень большое значение. И там, где требуется быстрое решение деловых вопросов, текстовая коммуникация будет работать против вас, вызывая раздражение партнеров по общению, которым может казаться, что решение вопроса намеренно затягивается».

Выводы

«Перечисленные причины не до конца осознаваемого выбора способа коммуникации и самовыражения преимущественно через текст носят скорее предположительный характер, — подчеркивает Ирина Невзорова. — Говоря о том, что современные текстроверты — это не летописцы и не пользователи эпистолярного жанра, я имею в виду прежде всего факт выбора».

Психолог также напоминает, что эпистолярный жанр возник как средство коммуникации людей, находящихся на расстоянии, и как единственно доступный способ взаимодействия на протяжении многих веков.

«У людей, желающих общения или нуждающихся в передаче информации, и при этом физически далеко находящихся друг от друга, просто не было выбора, письма были единственным доступным способом решения этой задачи, — говорит она. — У текстровертов выбор есть, они его делают по своим, только им известным мотивам. И только им самим оценивать, насколько это удачный и счастливый выбор для них».

Ирина Невзорова

Организационный психолог, коуч, консультант по вопросам лидерства и командной коммуникации, член СОТА и ITA, МВА — стратегический менеджмент