Вспомните себя в детстве. Что вы делали, упав и ободрав коленку? Скорее всего, бросались к маме или папе, чтобы те вас обняли. Ученые полагают, что прикосновения любимого человека действительно могут исцелять, причем не только эмоционально, но и физически.
Нейронаука сейчас дошла до того, что мамы по всему миру всегда интуитивно чувствовали: прикосновения и выражения эмпатии помогают облегчить боль. Чего мамы не знали, так это того, что касания синхронизуют мозговые волны и именно это, скорее всего, приводит к притуплению боли.
«Когда другой делится с нами своей болью, в нашем мозге запускаются те же процессы, как и в случае, если мы сами испытываем боль», — объясняет психолог и профессор университета Хайфы Симона Шамай-Тсури.
Симона и ее команда подтвердили этот феномен, проведя серию экспериментов. Сначала протестировали, как влияет на восприятие боли физический контакт с незнакомцем или романтическим партнером. Фактор боли был вызван тепловым воздействием, которое ощущалось как небольшой ожог на руке. Если испытуемые в этот момент держались за руку с партнером, неприятные ощущения переносились легче. И чем больше партнер им сочувствовал, тем слабее они оценивали боль. А вот касание незнакомца такого эффекта не давало.
Чтобы понять, как и почему срабатывает этот феномен, ученые применили новую технологию электроэнцефалограммы, которая позволила одновременно замерять сигналы в мозге испытуемых и их партнеров. Они обнаружили, что, когда партнеры держатся за руки и один из них испытывает боль, сигналы их мозга синхронизируются: загораются одни и те же клетки в одних и тех же областях.
«Мы давно знали, что держать другого за руку — важный элемент социальной поддержки, но теперь наконец поняли, какова природа этого эффекта», — делится Шамай-Тсури.
Для того чтобы объяснить, вспомним о зеркальных нейронах — клетках головного мозга, которые возбуждаются и когда мы сами что-то делаем, и когда только наблюдаем за тем, как другой выполняет это действие (в данном случае — сами получаем небольшой ожог или видим, как его получает партнер). Наиболее сильная синхронизация наблюдалась как раз в области мозга, согласующейся с поведением зеркальных нейронов, а также в тех, куда поступают сигналы о физическом контакте.
Социальные взаимодействия могут синхронизировать дыхание и частоту сердцебиения
«Возможно, в такие моменты границы между нами и другим размываются, — предполагает Шамай-Тсури. — Человек в буквальном смысле делится с нами своей болью, и мы забираем ее часть».
Еще одну серию экспериментов провели с использованием фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии). Сначала томограмму сделали тому партнеру, который испытывал боль, а близкий держал его за руку и сочувствовал. Потом просканировали мозг сочувствующего. В обоих случаях обнаружилась активность в нижней теменной доле: области, где расположены зеркальные нейроны.
У партнеров, которые испытывали боль и которых держали за руку, также снижалась активность в островковой доле — части коры головного мозга, ответственной, в том числе, за переживание боли. У их партнеров никаких изменений в этой области не наблюдалось, поскольку физически они боли не испытывали.
При этом важно понимать, что сами по себе болевые сигналы (ученые называют это болевым возбуждением нервных волокон) не менялись — менялись лишь ощущения испытуемых. «И сила воздействия, и сила боли остаются прежними, но, когда в мозг поступает «послание», происходит нечто, заставляющее нас воспринимать ощущения как менее болезненные».
Не все ученые согласны с выводами, к которым пришла исследовательская группа Шамай-Тсури. Так, шведский исследователь Юлия Сувилехто полагает, что можно говорить скорее о корреляции, чем о причинно-следственной связи. По ее словам, у наблюдаемого эффекта могут быть и другие объяснения. Одно из них — реакция тела на стресс. Когда мы испытываем стресс, боль кажется сильнее, чем когда расслабляемся, а значит, когда партнер берет нас за руку, мы успокаиваемся — и вот нам уже не так больно.
Исследования также показывают, что социальные взаимодействия могут синхронизировать наше дыхание и частоту сердцебиения, но, возможно, опять же потому, что рядом с любимым человеком мы успокаиваемся. А может, и потому, что прикосновения и эмпатия сами по себе приятны и активизируют зоны мозга, дающие «обезболивающий» эффект.
Каким бы ни было объяснение происходящего, в следующий раз, собираясь к врачу, попросите партнера составить вам компанию. Или маму, как в старые добрые времена.