Кадр из сериала «Черное зеркало» (2011 — настоящее время) | Источник: Соцсети

Кадр из сериала «Черное зеркало» (2011 — настоящее время)

Фото

Соцсети

Сегодня мир переживает бум в применении искусственного интеллекта. Нейросети уверенно внедряются в гаджеты, становятся основой многих приложений, которые через монетизацию своих функций используют чувства пользователей для своего коммерческого успеха.

Один из западных стартапов предлагает свое приложение для смартфона, куда можно загрузить видеоролики и фотографии своих ушедших в мир иной родственников, чтобы сгенерировать цифровой двойник — с такой же внешностью и голосом. А дальше программа, обученная по алгоритмам языковой модели, будет общаться с пользователем, создавая иллюзию диалога с близким человеком в переписке или голосовыми сообщениями.

Героиня рекламного ролика этого приложения общается с цифровым аватаром своей ушедшей мамы и даже привлекает к этому своего ребенка — внука покойной

«Активный интерес в сторону цифрового продления жизни прослеживается в работах современной культуры последние десятилетия, поэтому не удивительно, что реализация такого проекта не заставила себя долго ждать. При этом стоит помнить, что границы возможностей любой технологии всегда определяются временем и опытом. Сейчас же мы можем опираться только на имеющиеся данные, говорящие о том, что данный инструмент может как исцелить, так и ранить», — считает Александра Ткаченко, врач-психотерапевт Центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения Москвы.

Аргументы «ЗА»: Цифровое утешение и способ общения

Способ завершить дела и выразить эмоции

Порой близких людей разделяют обстоятельства, и весть о смерти приходит неожиданно и становится ударом для психики. Некому высказать слова любви, сожаления, не у кого попросить прощения. Цифровая личность дает скорбящему человеку выговориться, проявить эмоции и, возможно, символически завершить важный не случившийся при жизни разговор. Это может стать аналогом письма близкому — психотерапевтической техникой, позволяющей выразить близкому невысказанные чувства, поделиться мыслями и проститься с ним.

Способ смягчить горе

В случае внезапной кончины психика человека не успевает адаптироваться к новой реальности и первое время боль утраты может быть очень яркой, а привычный мир ощущаться безвозвратно разрушенным. Возможность услышать знакомый голос, перевести монолог в диалог становится шансом на реконструкцию прохождения нормальных этапов горевания. Получение ответов от воссозданного человека может привлечь к психологической работе лиц, испытывающих сопротивление к работе в классической технике «пустого стула».

Продолжение истории и связь поколений

Человек жив, пока его помнят. Желание родителей сохранить память о бабушках и дедушках в сознании детей понятно. Вместо абстрактных упоминаний внук может пообщаться пусть с виртуальным, но родным человеком. Он говорит с теми же манерами, интонациями, в своем стиле. Это эффектнее, чем обычный архив с фотографиями.

Контролируемая ситуация против бессилия

Люди боятся того, чего не могут контролировать, поэтому тема смерти настолько табуирована в обществе. О ней избегают говорить и думать, хотя это в большинстве случаев закономерный итог жизни. Поэтому приложение может стать безопасным пространством, в котором можно обсудить свои страхи и переживания, связанные со смертью, которые могут умалчиваться в общении с настоящим близким из опасения усугубить его страдания или получить критику.

Аргументы «ПРОТИВ»: Цифровая западня

Искусный заслон от горя

Горе — это неприятный процесс, который необходимо прожить. В финале скорбящий человек обретает принятие и шанс на кризисный рост личности. Цифровой двойник же лишь создает иллюзию присутствия — своего рода западню для психики, тормозя процесс горевания на этапе отрицания.

Самообман и психологическая зависимость

На самом деле «виртуальная бабушка» — это обученный алгоритм. Ответы генерирует программа. При этом она эксплуатирует образ, но не в силах достоверно воссоздать личность человека. Коммуникация с роботом строится в запрограммированных условиях, далеких от реальной жизни. Вместо того, чтобы учиться жить в реальном мире, дети будут общаться не с настоящей бабушкой, а с ее идеализированной, сконструированной копией, получая неверные ожидания от отношений и теряя возможность сформировать здоровое понимание безвозвратности событий, таких как смерть.

Что же касается взрослых людей, ищущих у аватара утешения, любой сбой, нехарактерный ответ или прекращение работы приложения может вызвать травмирующее осознание искусственности происходящего, погрузив скорбящего человека в новый прилив боли.

Этическая сторона вопроса

Как бы к такой идее отнеслась та самая бабушка? Хотела бы она, чтобы ее так подменили? Обиделась бы или приняла это за искреннюю любовь? Одно дело — хранить память о человеке, другое — использовать его образ. Кто будет нести ответственность за сказанное или данный искусственным интеллектом совет? Ответов на эти вопросы нет.

Возможен ли компромисс?

Как некий сценарий короткометражного интерактивного фильма о прощании или психотерапевтический метод, проводимый в контролируемых специалистом условиях, — возможно, да. Если же человек использует это приложение как занавес, пытаясь отгородиться от боли, — это затянувшаяся депрессивная постановка с плохой драматургией, которая лишает зрителя катарсиса.

Главное, что хочется сказать людям, переживающим утрату, — позвольте себе прожить ее

Мы живые люди, а не роботы. Грустить до слез, тосковать — столь же естественно, как и радоваться или удивляться.

Как сберечь память о близком — каждый выбирает по-своему. Можно делиться воспоминаниями за семейными посиделками, смотреть любимые фильмы, слушать песни, перебирать фотографии или видео архив с людьми, знавшими умершего.

Центр паллиативной помощи ДЗМ — медицинское учреждение Департамента здравоохранения города Москвы, оказывающее комплексную помощь людям с неизлечимыми заболеваниями.

Право каждого человека — провести последний период жизни так, чтобы было не больно, не одиноко, не стыдно — а значит, не страшно. Для всех тех, у кого близкий нуждается в паллиативной помощи, в Москве работает Координационный центр по вопросам оказания бесплатной качественной паллиативной помощи.

Телефон: +7 (499) 444-04-57 (круглосуточно и бесплатно)

Александра Ткаченко

Врач-психотерапевт Центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы