«Звонок курьера»
Вчера нашу бабушку пытались развести мошенники. Схема многоходовая — и вот уж кто мастера манипуляций, так это преступники такого рода.
Мы заказали для нее доставку с крупного маркет-плейса, и она знает, что должен приехать курьер. Ей звонит человек и на ломаном русском (ведь мы привыкли, что в подобном сервисе работает много мигрантов) просит назвать номер для доставки. Она называет номер — и, к счастью, звонит нам, чтобы уточнить, когда приедет курьер и все ли она правильно сделала. Мы много раз обсуждали, что никому нельзя говорить коды из сообщений — но ведь это курьер. Точный расчет: если вы ждете оплаченный и нужный вам товар, вы скорее «поведетесь» на звонок службы доставки.
Благодаря активному вмешательству семьи и соседки злоумышленникам не удалось довести схему до конца. Но в очередной раз стоит задуматься о том, как защитить свои данные и своих близких.
Пожилым людям, как правило, сложно сориентироваться — и к цифровой реальности они, как ни крути, не привыкли, прожив основную часть жизни без этого всего, и в силу возраста иногда процессы идут медленнее, и на оценку ситуации нужно больше времени. Но и молодым, шустрым и просвещенным не стоит расслабляться — на всякого мудреца довольно простоты, подобрать ключ с помощью социальной инженерии можно к любому, даже очень умному и сообразительному человеку.
Конечно, грамотность в этих вопросах снижает шансы стать жертвой мошенников. Но точный расчет, знание психологии и человеческих слабостей дают манипуляторам простор для деятельности. Сыграть на жадности объекта или простом и понятном желании получить, например, прибавку к пенсии, на страхе потерять имущество или оказаться в опасной ситуации, на панике в спешке — мошенникам это удается довольно часто. К тиому же регулярно появляются и практикуются новые схемы, и довольно хитроумные.
Как работает эта схема мошенничества
Мошенники используют много методов — но, к счастью для остальных людей, как правило, они следуют определенным схемам. Далеко не каждый способен придумать свою собственную, и поэтому важно знать, какие используются в данный период наиболее часто.
Конкретно эта схема срабатывает так
Жертве звонят под видом, например, курьера. Тут либо мошенники получают информацию о заказе от сотрудников маркетплейса, либо придумывают несуществующую посылку или, к примеру, букет цветов от неизвестного поклонника (приятно же получить такой интригующий сюрприз, правда?). Для получения якобы нужно продиктовать код из сообщения.
Жертва отправляет код из смс. В данной схеме эти цифры — не конечная цель. Для правдоподобия приходит сообщение от существующего магазина (например, с товарами для дома, подарками, цветами и т. д). Для этого мошенникам достаточно просто ввести на сайте магазина запрос на регистрацию в программе лояльности, например, напечатав туда телефон жертвы. Человек слышит от «курьера», что надо сообщить код, и получает смс из магазина — выглядит вполне естественно. Кстати, идеально сработает, если у вас день рождения, и вы ждете подарки от кого-то, — и мошенники этим фактором тоже пользуются.
Жертва получает сообщение, в котором написано, что в его аккаунт на «Госуслугах» совершен вход или пытаются войти. «Если это не вы, позвоните на горячую линию». И даны два мобильных телефона. Если вдуматься, то и сообщение приходит с какого-то мобильного номера. Но критически мыслить к этому моменту уже мешает страх. Человек перестает доверять себе: он только что совершил ошибку, сказав незнакомцу код из сообщения, а ведь этого делать нельзя. Он уже испуган: кто-то пытается зайти в его аккаунт на госуслугах, а значит, может сделать что-то страшное — взять кредит или совершить махинацию с недвижимостью, да мало ли.
Жертва звонит на «горячую линию» по указанному в сообщении номеру и, абсолютно доверяя вежливому и доброжелательному «сотруднику», вместе с ним «защищает» свой аккаунт на госуслугах от мошенников. Заодно сообщая и личные данные, и коды, с которыми преступники уже точно смогут зайти в его аккаунт.
Иногда включается фальшивый «сотрудник органов», который звонит, пугает и точно так же якобы «спасает» аккаунт и имущество испуганного человека, получая от него информацию или побуждая к действиям (перевести деньги мошенникам или что-то еще).
Как не стать жертвой мошенников
Предупреждения
Не доверяйте звонящим с незнакомых номеров.
Не сообщайте никому и никогда никакие коды из смс и личные данные.
Не переходите по присланным ссылкам.
Учтите, что мошенники представляются сотрудниками банков, органов власти, пенсионного фонда и прочих учреждений. И если вы сомневаетесь, кладите трубку, найдите официальную информацию и наберите номер учреждения с официального сайта, который вы найдете самостоятельно.
Обязательно поговорите с кем-то из близких, соседей, сходите в МФЦ и расскажите о подозрительных звонках.
Не соглашайтесь ни на какие действия, пока не дадите себе время спокойно подумать и посоветоваться с кем-либо.
Сигналы, говорящие о том, что вас «разводят»
Звонок или сообщение приходит с незнакомого номера и/или через мессенджер.
Звонящий представляется сотрудником банка, силовых структур или другого госучреждения.
Звонок или сообщение поступают ночью или рано утром, когда вы плохо соображаете спросонья.
Вас просят сообщить код из смс или личные данные, фото банковской карты или скриншот.
Вас запугивают, торопят, начинают грубить или как-то еще выводить на эмоции.
Вас пугают информацией (например, что на ваше имя оформлен кредит) и предлагают срочные способы «защиты».
Вам обещают что-то очень заманчивое (деньги, подарок, бонус и так далее).