Ждала доставку и сообщила «курьеру» по телефону код из смс: как мошенники вчера пытались «развести» бабушку | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Звонок курьера»

Вчера нашу бабушку пытались развести мошенники. Схема многоходовая — и вот уж кто мастера манипуляций, так это преступники такого рода.

Мы заказали для нее доставку с крупного маркет-плейса, и она знает, что должен приехать курьер. Ей звонит человек и на ломаном русском (ведь мы привыкли, что в подобном сервисе работает много мигрантов) просит назвать номер для доставки. Она называет номер — и, к счастью, звонит нам, чтобы уточнить, когда приедет курьер и все ли она правильно сделала. Мы много раз обсуждали, что никому нельзя говорить коды из сообщений — но ведь это курьер. Точный расчет: если вы ждете оплаченный и нужный вам товар, вы скорее «поведетесь» на звонок службы доставки.

Благодаря активному вмешательству семьи и соседки злоумышленникам не удалось довести схему до конца. Но в очередной раз стоит задуматься о том, как защитить свои данные и своих близких.

Пожилым людям, как правило, сложно сориентироваться — и к цифровой реальности они, как ни крути, не привыкли, прожив основную часть жизни без этого всего, и в силу возраста иногда процессы идут медленнее, и на оценку ситуации нужно больше времени. Но и молодым, шустрым и просвещенным не стоит расслабляться — на всякого мудреца довольно простоты, подобрать ключ с помощью социальной инженерии можно к любому, даже очень умному и сообразительному человеку.

Конечно, грамотность в этих вопросах снижает шансы стать жертвой мошенников. Но точный расчет, знание психологии и человеческих слабостей дают манипуляторам простор для деятельности. Сыграть на жадности объекта или простом и понятном желании получить, например, прибавку к пенсии, на страхе потерять имущество или оказаться в опасной ситуации, на панике в спешке — мошенникам это удается довольно часто. К тиому же регулярно появляются и практикуются новые схемы, и довольно хитроумные.

Как работает эта схема мошенничества

Мошенники используют много методов — но, к счастью для остальных людей, как правило, они следуют определенным схемам. Далеко не каждый способен придумать свою собственную, и поэтому важно знать, какие используются в данный период наиболее часто.

Конкретно эта схема срабатывает так

  • Жертве звонят под видом, например, курьера. Тут либо мошенники получают информацию о заказе от сотрудников маркетплейса, либо придумывают несуществующую посылку или, к примеру, букет цветов от неизвестного поклонника (приятно же получить такой интригующий сюрприз, правда?). Для получения якобы нужно продиктовать код из сообщения.

  • Жертва отправляет код из смс. В данной схеме эти цифры — не конечная цель. Для правдоподобия приходит сообщение от существующего магазина (например, с товарами для дома, подарками, цветами и т. д). Для этого мошенникам достаточно просто ввести на сайте магазина запрос на регистрацию в программе лояльности, например, напечатав туда телефон жертвы. Человек слышит от «курьера», что надо сообщить код, и получает смс из магазина — выглядит вполне естественно. Кстати, идеально сработает, если у вас день рождения, и вы ждете подарки от кого-то, — и мошенники этим фактором тоже пользуются.

  • Жертва получает сообщение, в котором написано, что в его аккаунт на «Госуслугах» совершен вход или пытаются войти. «Если это не вы, позвоните на горячую линию». И даны два мобильных телефона. Если вдуматься, то и сообщение приходит с какого-то мобильного номера. Но критически мыслить к этому моменту уже мешает страх. Человек перестает доверять себе: он только что совершил ошибку, сказав незнакомцу код из сообщения, а ведь этого делать нельзя. Он уже испуган: кто-то пытается зайти в его аккаунт на госуслугах, а значит, может сделать что-то страшное — взять кредит или совершить махинацию с недвижимостью, да мало ли.

  • Жертва звонит на «горячую линию» по указанному в сообщении номеру и, абсолютно доверяя вежливому и доброжелательному «сотруднику», вместе с ним «защищает» свой аккаунт на госуслугах от мошенников. Заодно сообщая и личные данные, и коды, с которыми преступники уже точно смогут зайти в его аккаунт.

  • Иногда включается фальшивый «сотрудник органов», который звонит, пугает и точно так же якобы «спасает» аккаунт и имущество испуганного человека, получая от него информацию или побуждая к действиям (перевести деньги мошенникам или что-то еще).

Как не стать жертвой мошенников

Предупреждения

  1. Не доверяйте звонящим с незнакомых номеров.

  2. Не сообщайте никому и никогда никакие коды из смс и личные данные.

  3. Не переходите по присланным ссылкам.

  4. Учтите, что мошенники представляются сотрудниками банков, органов власти, пенсионного фонда и прочих учреждений. И если вы сомневаетесь, кладите трубку, найдите официальную информацию и наберите номер учреждения с официального сайта, который вы найдете самостоятельно.

  5. Обязательно поговорите с кем-то из близких, соседей, сходите в МФЦ и расскажите о подозрительных звонках.

  6. Не соглашайтесь ни на какие действия, пока не дадите себе время спокойно подумать и посоветоваться с кем-либо.

Сигналы, говорящие о том, что вас «разводят»

  • Звонок или сообщение приходит с незнакомого номера и/или через мессенджер.

  • Звонящий представляется сотрудником банка, силовых структур или другого госучреждения.

  • Звонок или сообщение поступают ночью или рано утром, когда вы плохо соображаете спросонья.

  • Вас просят сообщить код из смс или личные данные, фото банковской карты или скриншот.

  • Вас запугивают, торопят, начинают грубить или как-то еще выводить на эмоции.

  • Вас пугают информацией (например, что на ваше имя оформлен кредит) и предлагают срочные способы «защиты».

  • Вам обещают что-то очень заманчивое (деньги, подарок, бонус и так далее).