«Гаджеты — самое удобное, на что можно списать проблемы детей»

Интернет-мир. Для наших детей это современная среда обитания, а для многих родителей — серая зона, которая существует по непонятным правилам и не поддается контролю. Непонимание вызывает тревогу, и взрослые начинают видеть опасность в гаджетах и во всем, что с ними связано. Однако запреты не выход.

«Дети, которые лишены доступа к соцсетям, мессенджерам, сайтам, не соприкасаются с опытом друзей и сверстников. Ребенок, которому запрещают то, что он очень сильно хочет, учится либо не доверять своим желаниям и подавлять их, либо обманывать родителей», — объясняет Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Точка соприкосновения

Чтобы понять, чем ребенок занимается в интернете, надо этим интересоваться. А вы смотрите ленту своего ребенка в ТикТоке?

Главное — поймать момент, когда ребенок пришел к родителю чем-то поделиться. Если родитель откликнется, это будет отправной точкой для диалога, считает Мария Фаликман, профессор Департамента психологии НИУ ВШЭ.

В свою очередь Александра Бочавер советует анализировать увиденное в соцсетях с ребенком, вместе разбирать, какие цели у послания, что за этим лежит, чего хотел добиться автор — то есть развивать в ребенке критическое мышление. 

«Гаджеты — самое удобное, на что можно списать проблемы детей»

Когда возникает интернет-зависимость?

Многие родители переживают, что соцсети и игры могут вызвать зависимость. Однако сами соцсети и игры — это не причина, а следствие проблемы. Взрослым необходимо задуматься, почему для ребенка виртуальный мир интереснее реального и он туда сбегает.

Частое использование интернета коррелирует с социальным неблагополучием, говорит Александра Бочавер. Это подтверждают и наблюдения Марии Триерс, психолога и семейного психотерапевта. 

Интернет-зависимость измерить нельзя. Тем не менее зависимость от компьютерных игр (форма игровой зависимости) внесена в классификацию болезней. «При интернет-зависимости страдают все сферы жизни ребенка: мотивационная, эмоциональная, познавательная. Это мешает ребенку жить, адаптироваться, социализироваться», — говорит Мария Фаликман.

Но не стоит во всем винить гаджеты. «Гаджеты — это самое удобное, на что можно списать проблемы наших детей», — добавляет Надежда Папудогло, главный редактор интернет-издания об образовании и воспитании детей «Мел».

«Гаджеты — самое удобное, на что можно списать проблемы детей»

Медиаграмотность

Новый цифровой мир открывает большие возможности перед детьми. Помочь не утонуть в этом огромном количестве информации может критическое воприятие информации. 

Эксперты считают, что тема цифровой социализации должна подниматься в школе — это может быть курс цифровой грамотности, внеклассные занятия или кружки. Этим и занимается проект «Как читать медиа», рассказывает Анна Шюллер, руководитель программного отдела в регионе Восточная Европа и Центральная Азия Гете-Института.

«Я вижу очевидную пользу нашего проекта. Медиаграмотность может помочь осознанно пользоваться соцсетями. Мы подросткам это объясняем. Потому что они должны понимать, как это работает — и технически, и содержательно», — говорит Ксения Лученко, методист проекта «Как читать медиа».