Девушку качают на руках
Фото
Getty Images

Преподаватели американских бизнес-школ Адам Галински (Adam Galinsky) и Морис Швейцер (Maurice Schweitzer) утверждают, что сравнение себя с другими — это врожденная потребность, с помощью которой мы измеряем наш личный уровень счастья. Они приводят в пример исследование Франса де Вааля (Frans de Waal) из Университета Эмори — испытуемые обезьяны судили о своей добыче только после того, как сравнивали ее с добычей других обезьян. Франс де Вааль надрессировал их использовать камушки как валюту и за каждый камень давал кружочек огурца. Все обезьяны были абсолютно счастливы, пока ученый не начал давать некоторым сочную сладкую виноградину. Как только животные заметили это, они пришли в ярость. Те, кто получили огурец вместо винограда, отказывались от него или вовсе кидали его в лицо ученому. «Этот эксперимент демонстрирует, что наши предки не оценивали результаты по отдельности, а подходили к оценке комплексно», — пишут авторы книги.

В качестве аналогии эксперимента с обезьянами Адам Галински и Морис Швейцер приводят в пример историю некоего Скотта Крэбтри, который десять лет поднимался по карьерной лестнице и в конце концов дослужился до сравнительно высокой позиции. Он чувствовал себя абсолютно счастливым, пока в компанию не пришел выпускник колледжа, которого взяли на позицию с зарплатой, которую Скотт выбивал себе не один год. Эта ситуация настолько сильно его задела, что он принял решение покинуть компанию, в которой был счастлив столько лет. «Мы часто думаем: нужно ли нам делать ремонт? Достаточно ли мы зарабатываем? Многого ли достигли? Самостоятельно ответить на эти вопросы невозможно. И тогда мы начинаем оглядываться вокруг и сравнивать свои достижения с чужими», — объясняет Морис Швайцер.

Итак, сравнений не избежать. Но мы можем заставить их работать на себя. Здоровая конкуренция, безусловно, мотивирует. Психолог из Нью-Йоркского университета Гэвин Килдаф (Gavin Kilduff) доказал, что люди работают гораздо эффективнее, когда видят и знают соперника в лицо, нежели когда просто представляют его образ. Например, он изучил результаты спортсменов-бегунов. Когда спортсмен знал, что в этот раз с ним бежит его прямой конкурент, он начинал бежать быстрее, чем обычно. А если конкурентов было несколько, то скорость увеличивалась в несколько раз.

Да, сравнения могут мотивировать, но они могут сделать нас несчастными. Морис Швейцер и Адам Галински доказывают, что в человеке одновременно существуют соревновательный дух и дух сотрудничества, при этом ни одно из этих чувств не является доминирующим. Нам следует научиться использовать оба эти качества, но каждое — в свое время. Так, серебряные призеры Олимпийских игр чувствуют себя несчастными, потому что сравнивают себя с чемпионами. А обладатели бронзовых наград, напротив, гораздо счастливее серебряных медалистов, хотя должно быть ровно наоборот. Секрет в том, что обладатели «бронзы» сравнивают себя с теми, кто занял четвертое и другие менее престижные места. И радуются уже тому, что они стоят на постаменте и приносят своей команде медали. «Ищите выгодные сравнения, если вы хотите почувствовать себя счастливее, и невыгодные, если вам надо стимулировать себя на дальнейшие достижения», — пишут психологи. Конечно, мы никогда не перестанем сравнивать себя с другими. Но мы научимся обращать это в свою пользу.

Подробнее см. в книге A. Galinsky, M. Schweitzer «Friend&Foe: When to Cooperate, When to Compete, and How to Succeed at Both» («Друг и враг: когда сотрудничать, когда — конкурировать, и как добиться успеха и в том, и в другом», Crown Business, 2015).