Юлия Тарасенко
редактор сайта, журналист, копирайтер
Игры разума: быть умным снова в моде

Мы посмеиваемся над «ботаниками» из сериала «Теория Большого взрыва», но не слишком удивляемся, когда они в конце концов находят себе привлекательных подружек. Представить себе такое лет 10-20 назад было невозможно, как и то, что стильными будут считаться очки.

Почему произошел этот поворот в сторону интеллекта? Возможно, дело в новой реальности. Каждый день мы вынуждены фильтровать огромное количество информации, строить плотины, чтобы не утонуть в информационном потоке. Мы читаем, переключаясь из одного окна в другое, комментируем, воспринимаем многозадачность как новую норму.

Психотерапевт Владимир Дашевский считает: «Интеллект – скорее не мода, а закономерность, адекватный ответ на вызовы времени. Что-то вроде естественного отбора: выживает умнейший. Наше общество в целом стало умнее, людей с высоким IQ стало больше. С другой стороны, для отдельных людей это способ социального маркирования и организации в сообщества. В 1990-е принцип «рыбак рыбака видит издалека» не давал осечек: металлисты легко узнавали в толпе металлистов, панки – панков. Сегодня на смену этим субкультурам пришли сообщества по интеллектуальному признаку».

Интеллект – это и способ бегства от действительности с ее насущными проблемами и вызовами

Но если есть «свои»: те, кто предпочитает интеллектуальный труд физическому, проводит время за чтением книг, просмотром сериалов в оригинале, проходит образовательные курсы на Coursera, – то должны быть и «чужие»? «Да, сегодня общество сильно расслоилось. Между теми, кто смотрит федеральные каналы, и теми, кто получает новости из ленты на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), Twitter, Snapchat, пропасть. И демонстрация интеллекта – один из способов подчеркнуть свою оппозиционность», – уверен психотерапевт.

Тогда как одни находят удовольствие в просмотре новостей и телешоу, другие получают удовольствие от решения головоломок и загадок. О том, кто такие сапиосексуалы, читайте на сайте в статье Сапиосексуалы: влюбленные в интеллект.

Наконец, интеллект – это способ бегства от действительности с ее насущными проблемами и вызовами. «Людьми с изощренным интеллектом часто движет страх перед реальностью и желание укрыться в спасительном мире абстрактных идей, – уверен Владимир Дашевский. – Впрочем, это нельзя назвать приметой времени – так было всегда».

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ

Яркое подтверждение тому, что интеллект в моде, – то, что Red Bull, бренд, который спонсирует и организует крупные мировые спортивные мероприятия, провел первый в мире чемпионат по интеллектуальным играм.

Девять тысяч игроков на протяжении нескольких месяцев проходили испытания во время отборочных туров. В результате образовались 22 национальные команды-чемпиона, отправившиеся на полуфинал в Будапешт – европейскую родину квестов.

Игру для полуфинала и финала, квест в дополненной реальности Mission: Unlock Enoch по мотивам научно-фантастического фильма Mind Gamers, разработали сотрудники Лаборатории игр Массачусетского технологического института и Технического университета Вены. Игрокам предстояло решить серию головоломок на огромной квест-площадке: провести мяч по столу из электронных компонентов, собрать цилиндр, подобрать правильную комбинацию символов во вращающемся шестиметровом туннеле, чтобы открыть кодовый замок.

В финал чемпионата Red Bull Mind Gamers российской команде «Синячок» выйти не удалось. За главный приз, поездку в Бостон и участие в разработке дизайна головоломок, сразились команды Украины и Словении. Победа досталась словенцам.

Команда «Синячок»: Александр Саликов, Егор Фомин, Анатолий Наталенко, Максим Гончаров.
Российская команда «Синячок»: Александр Саликов, Егор Фомин, Анатолий Наталенко, Максим Гончаров. В отборочном турнире приняли участие 900 человек со всей России. Чтобы попасть в финал, ребята обошли 224 команды-соперника.

Да, в моде снова интеллект, но демонстрировать свои способности можно в офисном пространстве в рабочие часы. Почему и в свободное время многие заставляют свои «шестеренки» работать?

Александр Саликов, член команды «Синячок», представившей Россию на полуфинале чемпионата Red Bull Mind Gamers, объясняет это так: «Человеку нравится побеждать – и по большому счету нравится думать. Мы любим чувствовать себя умными. Это базовый принцип, на котором строятся любые квесты. Даже если пришлось воспользоваться подсказками, игрок при выходе из комнаты ощущает себя победителем – это ведь не так часто бывает в обычной жизни. Времена изменились. Раньше люди были сосредоточены на том, чтобы выжить, обустроить свой быт. А сейчас мы можем не только выживать, но и жить и развиваться. А развиваться сейчас очень модно, это настоящий тренд. Кроме того, выросло поколение тех, кто любит думать, решать задачи».

От решения любых задач в кровь выделяются эндорфины, и победа в квесте не исключение

Психотерапевт Владимир Дашевский с этим согласен: «От решения любых задач в кровь выделяются эндорфины, и победа в квесте не исключение. Решая задачу, мы испытываем удовольствие. Кроме того, это возможность для нас побыть «среди своих» – людей, с которыми нас роднит схожесть интересов и тяга к интеллектуальным удовольствиям».

Александр Саликов участвует в играх и соревнованиях больше 10 лет, сегодня он владелец 8 игровых комнат в Москве. Он уверен, что квест – отличная возможность лучше узнать себя и людей вокруг. В условиях ограниченного времени в человеке ярко проявляются качества, скрытые от него самого.

«В игровой форме, особенно когда цейтнот, быстро становится понятно, кто лидер, кто более пассивный, кто ведущий, кто ведомый, у кого лучше развито логическое мышление. Это очень ценная информация, например, для руководителей: так они могут быстро выяснить, как в стрессовой ситуации поведет себя сотрудник. Поэтому так популярны корпоративные квесты».

Квесты: игры нового времени

Квест в реальности – интеллектуальная игра, по правилам которой участникам нужно за отведенное время выбраться из комнаты, решая головоломки, задачи, находя предметы и подсказки. На Западе больше популярен термин escape room (комната, из которой нужно выбраться).

На площадке квеста обычно создаются декорации в тематике игры, комнаты оснащают электронными и механическими устройствами. В классических квестах есть сюжетная линия. Так, участники игры Mission: Unlock Enoch в Будапеште, оказавшись внутри компьютера, должны были спасти свою реальность от злого гения.

Также популярны квесты-перформансы (с участием актеров) и экшн-квесты, в которых нужно не только решать головоломки, но и выполнять задания в духе игры «Форт Боярд».

Первые квесты появились в Азии в 2007 году, в России – в 2012 году.

(НЕ) ВЫХОДИ ИЗ КОМНАТЫ

Конечно, «человек думающий» довольно свободно чувствует себя в информационном пространстве, однако и ему иногда необходима передышка. Как ни парадоксально, такую возможность дают интеллектуальные квесты.

Во всяком случае, так считает профессор кафедры дизайна и разработки компьютерных игр Университета Уилфрида Лорье Скотт Николсон, разработчик квеста Red Bull Mind Gamers. Он уверен: суть любого квеста – не выйти из комнаты, а выйти из реальности, уйти от проблем хотя бы на час: «Только вдумайтесь: целый час без телефона и других гаджетов, вы не проверяете свою страничку в соцсетях – у вас просто нет такой возможности. Час в компании близких вам или просто интересных людей. Это ли не подарок? Так что, если соберетесь играть, советую не сосредотачиваться на цели слишком сильно, а просто получать удовольствие».

Квест для нас с вами – возможность вновь пробудить в себе жажду знаний

С точки зрения профессора Николсона, соревновательный момент и наличие приза вообще портит удовольствие от квеста: «Участники слишком сосредоточены на задаче и не успевают как следует исследовать комнаты, насладиться тем, что мы для них придумали. Стремление к награде вообще часто портит удовольствие от процесса. Я много занимался этим вопросом и понял, как сильно нас меняет, например, школа. Дошкольники очень любопытные, они с удовольствием исследуют мир вокруг и задают уйму вопросов. Но система отметок все меняет: дети сосредотачиваются на оценках и утрачивают любовь к познанию. И это очень обидно. Квест для нас с вами – возможность вновь пробудить в себе эту любовь».

Профессор Скотт Николсон, разработчик квеста Mission: Unlock Enoch.
Профессор Скотт Николсон, разработчик квеста Mission: Unlock Enoch.

Итак, мы стали умнее. Возможно, это мода, возможно, больше – новая реальность, в которой мы объединяемся в сообщества и выбираем интеллектуальный досуг, играем в игры. И две эти ипостаси, человек думающий и человек играющий, прекрасно в нас уживаются.