Чему нас учат культовые телесериалы

Об этом

«Отчаянные домохозяйки. Секретные материалы и пикантные подробности» Лиа Уилсон

О психологии героинь и перипетиях их отношений (как показанных в сериале, так и оставшихся за кадром) автор пишет с большим знанием дела. Впору предположить, что и сама Лиа Уилсон проживает по соседству с отчаянными домохозяйками на Вистерия-Лейн (Питер, 2011).

«Хаус и философия. Все врут!»

Сразу десять американских философов не смогли пройти мимо феномена популярности «Доктора Хауса». В сборник включены эссе, посвященные самым актуальным проблемам философии и их интерпретации в телесериале (Юнайтед Пресс, 2010).

Философы ломают копья по поводу «Доктора Хауса», психологи посвящают эссе «Отчаянным домохозяйкам», а очень занятые люди спешат к экрану, чтобы не пропустить любимый сериал. Лучшие из телевизионных саг завораживают многих из нас, обращаясь к чему-то очень сокровенному, к нашей жизненной истории. Впервые затаив дыхание страна следила за «Рабыней Изаурой» и «Богатые тоже плачут»*. В них было все: любовь и предательство, дружба, обман… Несмотря на костюмы, непривычные имена и другую эпоху, зрители (в любых странах) видели в этих сюжетах следы своей семейной саги, угадывали свои тайные надежды и стыдные поступки. И именно поэтому герои этих историй становились кем-то вроде близких родственников.

Сериалы изменились, потому что изменилось время: мы хотим лучше понимать себя и свою жизнь. Первой ласточкой стал американский «Клан Сопрано»**. Запутавшийся в семейных проблемах гангстер на кушетке психоаналитика завоевал огромную популярность во многих странах. Но в России его не восприняли всерьез: первый показ сериала на НТВ в 2002 году опередил время. Нам потребовалось еще лет пять-шесть, чтобы наладить повседневную жизнь и убедиться, что слова «счастье», «смысл» и «деньги» не обязательно синонимы, а психоаналитик – совсем не экзотика. А тут подоспели и новые сериалы, правда, исключительно американские: отечественный производитель отчего-то предпочел сизифов труд и пытался рассмешить и увлечь все народонаселение разом, не желая замечать, что телеаудитория давно уже не монолитна. Зато в США это прекрасно поняли. «Сериалы переориентировались со среднестатистической на умную, продвинутую публику, – говорит культуролог Даниил Дондурей. – Они стали качественными, более сложными, рассчитывают на людей интеллектуально изощренных, просвещенных, способных считывать тонкие эстетические, связанные с восприятием контекста вещи»***. «Лучшие из них затрагивают национальное социокультурное бессознательное, и в этом смысле они более «объективны» по сравнению с кино», – соглашается телепродюсер Александр Дулерайн. Они обращаются к универсальным проблемам и часто способны преподать важные уроки. Посмотрим, какие именно.

* Показ на ЦТ бразильского сериала «Рабыня Изаура» (автор идеи Жилберту Брага) начался 16 октября 1988 года, мексиканского «Богатые тоже плачут» (автор идеи Инес Родена) – 18 ноября 1991 года.

** Автор идеи Дэвид Чейз.

*** «Искусство кино», 2010, № 2.

«Доктор Хаус» Мыслить лучше (хотя бы) вдвоем

«Отчаянные домохозяйки» Внешность обманчива

alt

«Вы уверены, что знаете этих людей, которых видите каждый день, — вашего мужа, ваших детей, ваших друзей? — спрашивает себя (и нас) одна из героинь сериала Мэри Элис Янг. — На самом деле никогда не знаешь, кому можно доверять. Бывает, что близкие нас предают… А бывает и так, что совсем незнакомые люди приходят на помощь. В итоге большинство людей доверяют только себе. Это лучшее средство, чтобы не обжечься». Сериал может служить развернутой иллюстрацией знаменитого эссе «Недовольство культурой» Зигмунда Фрейда*. Стремление к счастью и жизнь в обществе по-прежнему совмещаются с трудом. Окружающие на каждом шагу ограничивают нашу свободу, сдерживают наш порыв к наслаждению и всемогуществу — и все же мы отчаянно нуждаемся в них. Нуждаемся, даже понимая, что никогда не узнаем их по-настоящему. Ведь и на благопристойной улице Вистерия-Лейн, где разворачивается сюжет сериала, один из соседей окажется в итоге убийцей.

«Отчаянные домохозяйки» — проницательный взгляд на природу человека как «общественного животного», раздираемого потребностью в других и страхом перед ними. Отношения героинь складываются непросто, и часто кажется, что лучший выход для каждой — укрыться в спасительном одиночестве. И все же, говорит Мэри Элис Янг, «жизнь — это путь, который лучше пройти в компании спутника… соседки с той стороны улицы или мужчины с той стороны кровати. Спутником может быть мать, преисполненная благих намерений, или ребенок, который станет делать глупости. Но если мы теряем этого спутника, путь становится невыносимым».

* З. Фрейд «Недовольство культурой», в сборнике «Психоанализ, религия, культура» (Ренессанс, 1992).

«ОТЧАЯННЫЕ ДОМОХОЗЯЙКИ» (DESPERATE HOUSEWIVES), США, ABC Studios и Cherry Productions, 2004. Автор идеи Марк Черри, восемь сезонов, показ последнего завершается в США в мае 2012 года. В России демонстрировался на каналах СТС, «Домашний», SET. Сейчас идет на канале FOX Life.

«Анатомия страсти» Взрослеть благодаря другим