Как детская сказка управляет взрослой жизнью

Казалось бы, мы сами определяем свою судьбу — решениями, способом мышления, отношением к миру. Но если в нашей жизни повторяются одни и те же сюжеты, вероятнее всего, так работает наш жизненный сценарий. И создать этот сценарий может… любимая детская сказка. Как сказочные сюжеты и герои могут «заколдовать» нас и заставить действовать по определенной схеме, рассказывает психолог Марина Мелия.

Одна моя клиентка владеет небольшим предприятием, где работают около сорока человек. Но правильнее было бы сказать, что хозяйка работает на них. Она подбирает самых беспомощных в профессиональном плане работников, опекает их, решает их проблемы, в том числе личные.

Такое отношение чуть было не привело к крушению бизнеса. Именно в этот момент она обратилась ко мне за помощью. Выслушав ее историю, я задала неожиданный для нее вопрос: «А какую сказку вы любили в детстве?»

Оказалось, что в детстве она обожала «Белоснежку и семь гномов». Причем моя клиентка идентифицировала себя с главной героиней, которая в ее восприятии постоянно заботилась о маленьких и беззащитных гномах, не ожидая при этом для себя никакой выгоды. Продолжение сказки, где гномы спасают Белоснежку от козней злой мачехи, ей не запомнилось.

Вот еще один пример. На заре перестройки, когда еще никто не знал о финансовых пирамидах, я случайно встретилась в кафе с одним из самых знаменитых впоследствии авторов подобной аферы. Тогда он был еще никому не известен. С ним за столиком сидел мой коллега, психолог, в том числе занимающийся разработкой концепций рекламных роликов. И вот за разговором они попросили меня придумать креатив для раскрутки венчурного предприятия. Я стала расспрашивать, чего они хотят, что за деятельность предполагается?

И будущий «строитель пирамиды», не вдаваясь в детали, сказал: «У меня до сих пор стоит перед глазами книжка «Приключения Буратино», где была такая картинка: ​Кот Базилио и Лиса Алиса убеждают Буратино зарыть денежки на Поле Чудес в Стране Дураков». При этом глаза у него загорелись, и он стал азартно изображать эту картинку в лицах. А потом он и в жизни организовал это «Поле Чудес в Стране Дураков», и люди понесли «зарывать» туда свои денежки.

Видимо, в детстве они сочувствовали Буратино, разглядывая те же картинки. Эту историю я вспомнила лишь через несколько лет, когда пирамиды успели не только построиться, но и обрушиться, и миллионы людей потеряли свои деньги. И сегодня мы постоянно слышим подобные истории — об обманутых дольщиках и вкладчиках.

Обращение к своим любимым сказкам — один из вариантов сценарного анализа. В детстве мы постоянно перечитывали их, неосознанно идентифицировали себя со сказочными героями, представляли себя на их месте и переживали события их сказочной жизни. Какие-то из сказок могли произвести на нас настолько сильное впечатление (и не обязательно положительное), что определили наше будущее, легли в основу нашего жизненного сценария.

Как обнаружить свою сценарную сказку?

Когда мы спрашиваем взрослого человека, какая сказка ему особенно запомнилась, он обычно теряется: «Да я не знаю». Как правило, чтобы «разобрать» эти завалы в памяти, требуется специальный разговор. И собеседник вдруг отчетливо вспоминает, что, будучи ребенком, донимал родителей просьбами почитать одну и ту же сказку или ставил одну и ту же пластинку.

Но провести этот анализ можно и самостоятельно, определив повторяющиеся сценарии в разных сферах нашей жизни, найдя то, что их объединяет и задав вопросы самому себе. В книге «Хочу — Могу — Надо. Узнай себя и действуй!» (Эксмо, 2021) я привожу много реальных примеров того, как отыгрываются разные сказочные сценарии в жизни.

Посмотрев на них, мы можем понять, как это работает у нас. Но недостаточно просто вспомнить любимую сказку. При анализе сказок важно обратить внимание на три момента.

1. Герой. С кем мы себя идентифицируем, кто из персонажей нам близок. Пример: моя знакомая, известный врач-терапевт, знаменита тем, что очень точно ставит диагнозы. Ее любимым образом, который в детстве вызывал бурю эмоций, была мышка в «Репке» — она появляется в самом конце, но именно ее усилия становятся той «последней каплей», благодаря которой и удается вытянуть репку.

Представьте, проходит консилиум, именитые профессора обсуждают сложную историю болезни и не могут вынести окончательный вердикт. И тут появляется она: на вид — «серая мышка», ​невысокого роста, в скромном костюме, волосы собраны в пучок, говорит тихим голосом. Но именно ее слово оказывается решающим — ​и в этом ее жизненный триумф.

2. Момент. Какой эпизод из сказки нам запомнился больше всего. Пример: одному моему клиенту никак не удавалось достичь успеха в бизнесе: неприятности сыпались одна за другой, не раз приходилось начинать все с нуля.

В какой-то момент он заключил неудачный контракт и потерял почти все вложенные средства. Еле-еле удалось наладить процесс, но тут подвел партнер, которого он пригласил в долю. Созданное уже в другой сфере предприятие тоже обанкротилось.

Каждый раз, когда он чего-то добивался, его ждала неудача. «Меня как будто сдувает с места», — ​жаловался он. Оказалось, что в детстве его любимой сказкой была поэма «Руслан и Людмила», и особенно ему запомнился эпизод боя Руслана с Головой.

Руслан подбирается к Голове совсем близко, но она сдувает его, он отлетает назад, потом снова, преодолевая препятствия, приближается к Голове, его снова сдувает, и так повторяется несколько раз. Интересно, что рассказывал он об этом так же эмоционально, с тем же выражением лица, что и про все свои неудачи.

3. Деталь. Что запомнилось нам больше всего. Пример: двум моим клиентам в детстве нравилась одна и та же сказка, где Иван-царевич борется со Змеем Горынычем. При этом у первого в памяти запечатлелось, как он рубит одну голову за другой, на месте отрубленных вырастают новые, и он опять рубит и рубит: именно так он привык расправляться с проблемами — быстро принимает решение и буквально «обрубает» все, что мешает.

А второй пытается решать проблемы не в прямой борьбе, «отрубая головы», а путем компромиссов, используя контакты, связи, и делает это достаточно успешно. Он прекрасно помнит, что в этой сказке у Змея Горыныча был палец, который надо было отрубить, и тогда голова сама отваливалась.

Сказка ложь, да в ней намек

Подсознательная опора на сказочные сюжеты или сказочных героев может поддерживать нас в жизни, а может мешать. Поэтому стоит подумать, по каким сценариям мы живем, «кто кому служит», иными словами, кто мы: «рабы лампы» и действуем под ее диктовку, или все-таки «джин из лампы» работает на нас.

Это важно для понимания своего «Я», мотивов своих поступков, причин своих успехов и неудач. Попробуем покопаться в памяти, восстановить детские впечатления, заглянуть в семейные архивы — возможно, там сохранились наши старые книжки или картинки.

Вспомним любимые детские кинофильмы и мультики, особенно те, что смотрели в дошкольном возрасте. «Обнаружив» любимую сказку, постараемся мысленно воспроизвести всю картину: какая сцена, какой фрагмент запал в душу, к чему нам постоянно хотелось вернуться. Причем этот фрагмент не обязательно должен был нам нравиться — ​он мог пугать, беспокоить, настораживать, волновать.

Попытаемся его проанализировать, провести параллели с нынешней, взрослой жизнью, найти повторяющиеся события, свидетельствующие о присутствии в нашей жизни того или иного сценария. Возможно, анализ любимых сказок кому-то поможет осознать, снять или хотя бы нивелировать свою негативную сценарную программу, а кому-то — разгадать свои успешные стратегии и утвердиться в них.

Об авторе

Марина Мелия — психолог, коуч-консультант, автор многих книг, в том числе «Успех — дело личное», «Бизнес — это психология». Ее новая книга «Хочу — Могу — Надо» вышла в издательстве Эксмо в 2021 году.