Теория первая: желание «рассеять семена»
Количество детей, которых женщина может родить за свою жизнь, ограничено из-за биологических факторов. А вот мужчины могут стать отцами буквально сотен наследников.
У эволюционных психологов есть предположение, что это также объясняет ключевые различия между мужчинами и женщинами в отношении к моногамии, а также психологические стратегии распространения собственных генов.
Согласно этой теории, мужчины биологически запрограммированы быть более склонными к промискуитету (неограниченным половым связям с разными партнерами), чем женщины. Очевидно, что если стоит задача передать больше своих генов будущим поколениям («рассеять семена»), это правильная стратегия. Однако она не предполагает обязательного дальнейшего участия в выращивании потомства. При этом женщины, наоборот, склонны иметь меньше детей, но тратить больше ресурсов на каждого ребенка.
Критики этих теорий утверждают, что они слишком опираются на биологию и что на нас гораздо больше влияет культура
Дороти Эйнон, психолог в Университетском колледже Лондона в Великобритании, является автором академической статьи, в которой ставится ключевой вопрос: «Сколько детей может иметь один мужчина?». Ее анализ сосредоточен на человеке, который, как предполагается, держит мировой рекорд по количеству отцовства: Исмаиле Кровожадном (правителе Марокко с 1672 по 1727 гг). Согласно различным источникам, он мог стать отцом 888 детей.
Исмаил Кровожадный хвастался гаремом, насчитывавшим около 500 наложниц. Женщин отбирали туда до или сразу после наступления половой зрелости, и они оставались там до 30 лет (этот возраст становится важным далее в аргументации эволюционной психологии). Кроме того, у него было четыре официальные жены. Старшая жена управляла доступом к наложницам, и, по-видимому, она следила за тем, чтобы женщины проводили время с Исмаилом только в потенциально фертильные периоды — если, конечно, целью действительно было производство «армии» детей.
Однако Дороти Эйнон скептически относится к утверждению, что Исмаил мог действительно стать отцом 888 детей. Используя различные оценки и расчеты, включая ограничения, накладываемые на мужскую и женскую фертильность, она пришла к выводу, что даже при максимальном усердии, чтобы достичь такой цели, Исмаилу пришлось бы заниматься сексом в среднем с пятью разными женщинами каждый день на протяжении 40 лет.
Теория вторая: все дело в женщинах
Сегодня часто подразумевается, что мужчины, у которых много детей, сделали этот выбор сознательно. А если наоборот? Возможно, именно определенные черты этих мужчин притягивают к ним определенный тип женщин — тех, кто стремится завести с такими мужчинами как можно больше детей. Что если именно это объясняет их многодетность?
Суть теории в следующем: у некоторых женщин, решивших не стремиться к карьерным успехам или личному обогащению, наблюдается ярко выраженная склонность искать мужчин с хорошим образованием и высоким потенциалом заработка и активно их добиваться. В то же время некоторые мужчины, обладающие выраженной ориентацией на социальное доминирование (SDO) — то есть те, кто более конкурентоспособен, стремится к восхождению по иерархии, демонстрации власти и статуса, — более активно добиваются женщин, чьи главные качества связаны с физической привлекательностью.
Согласно этой теории, такие женщины выступают в роли «трофеев» — символов статуса, которые можно продемонстрировать как доказательство своей силы, доминирования и способности привлекать партнеров с высокой «ценностью».
Социальная доминантность, по мнению этих исследователей, — это идеологическая установка, выражающая стремление к власти и господству. Люди с высоким уровнем SDO предпочитают общественные иерархии, в которых одни группы доминируют, а другие подчиняются.
Авторы теории указывают, что стремление к иерархии усиливается в периоды экономических трудностей или острой конкуренции и выражается прежде всего через акцент на важности власти и статуса доминирующих групп в обществе.
Это стремление к групповому доминированию нередко проявляется в враждебном и агрессивном отношении к группам, которые воспринимаются как более слабые или неспособные конкурировать с господствующим большинством.
Таким образом, возникает гипотеза о существовании своеобразной «петли обратной связи»: определенные мужчины с высоким уровнем стремления к доминированию выбирают определенный тип женщин — тех, кого они могут «выставить» как доказательство своего успеха и статуса, своего «выигрыша» в игре под названием «жизнь».
Подобно тому как дорогой спортивный автомобиль демонстрирует другим мужчинам успех своего владельца, так и «трофейная жена» становятся символом социального триумфа мужчины. Некоторые женщины, в свою очередь, стремятся к статусу и ресурсам не делая карьеру самостоятельно, а через союз с мужчиной, уже обладающим высоким положением и богатством.
Потомки Чингисхана
В исследовании под названием «Генетическое наследие монголов» было установлено, что одна мужская генетическая линия — или группа генов, происходящих от одного мужчины, вероятно, из Монголии — за последние тысячу лет распространилась настолько, что на ее долю приходится около 8% всех мужчин в регионе от северо-восточного Китая до Узбекистана.
Авторы утверждают, что эта генетическая линия, скорее всего, принадлежит прямым потомкам Чингисхана по мужской линии и что ее распространение объясняется своеобразной формой социальной селекции, обусловленной поведением этого человека. Иными словами, он не терял времени даром.
Так что, возможно, нам стоит быть благодарными за то, что эпоха гаремов и всадников-завоевателей осталась в прошлом — ведь в противном случае современные «Чингисханы» вроде Илона Маска могли бы серьезно изменить генофонд будущих поколений.
Авторы упомянутого исследования о Чингисхане завершают свою статью следующими словами: «Масштабные изменения в структуре человеческой генетической вариативности могут происходить очень быстро. Хотя подобные локальные влияния, возможно, были обычным явлением в истории человечества, можно считать удачей, что события такого масштаба были редкостью».
Источники
Dorothy Einon How Many Children Can One Man Have? Evolution and Human Behavior Volume 19, Issue 6, November 1998, Pages 413-426
Chris G. Sibley and Nickola C. Overall A Dual Process Motivational Model of Ambivalent Sexism and Gender Differences in Romantic Partner Preferences Psychology of Women Quarterly 35(2) 303-317
The Genetic Legacy of the Mongols Tatiana Zerjal, 1 Yali Xue, 1,2 Giorgio Bertorelle, 3 R. Spencer Wells, 4 Weidong Bao, 1,5 Suling Zhu, 1,5 Raheel Qamar, 1,6 Qasim Ayub, 1,6 Aisha Mohyuddin, 1,6 Songbin Fu, 2 Pu Li, 2 Nadira Yuldasheva, 4,7 Ruslan Ruzibakiev, 7 Jiujin Xu, 5 Qunfang Shu, 5 Ruofu Du, 5 Huanming Yang, 5 Matthew E. Hurles, 8 Elizabeth Robinson, 1, * Tudevdagva Gerelsaikhan, 1, † Bumbein Dashnyam, 9 S. Qasim Mehdi, 5 and Chris Tyler-Smith1 Am. J. Hum. Genet. 72:717–721, 2003
По материалам статьи Раджа Персауда в Psychology Today