«Среди взрослых куча злых — зачем детям их уважать?»: монолог режиссера Бориса Хлебникова
Фото
Пресс-служба

О выборе жизненного пути

Общаясь со своими детьми, я стараюсь объяснить, что поступление в институт, выбор профессии — совершенно не окончательные вещи. И в каждую секунду нужно задавать себе вопрос: ты прав, что туда поступил? Ты прав, что начал этим заниматься? И если нет — надо прямо сейчас бросать ненужную тебе на самом деле учебу или работу, когда ты понимаешь, что просто зарабатываешь там деньги, но тебе там скучно. И я считаю, что новое поколение более продвинутое в этом плане.

Это очень советская такая история, что ты пошел в институт в 18 лет — и все, вся твоя жизнь предопределена. Но это может быть ошибкой

Я поступил на биофак, потому что мне хотелось быть биологом, а потом на середине первого курса обнаружил, что ошибся. Я просто врал сам себе. Я это проговорил себе и моментально ушел оттуда. А если бы послушался общепринятой логики и так далее, я бы сейчас в чем-то страдал, был бездарным биологом и непонятно, чем бы занимался.

И в этом смысле мне кажется очень важным давать детям знание, понимание: если ты поступил в институт, это не значит, что ты предопределил всю свою жизнь. Ты можешь ошибиться, ты можешь бросить институт, ты можешь пойти туда или сюда… Ты можешь еще много раз это все поменять, у тебя есть такое право, и это не стыдно, не плохо. Ты можешь всю жизнь пытаться менять свой путь, искать свое замыкание с профессией, где будешь счастливым.

На самом деле это взрослые не дают детям права длинного выбора, потому что они не давали выбора и себе, их учили, что так делать неправильно.

О критике нового поколения

Вы заметили: каким бы несостоятельным в своей жизни ни был человек, он почему-то жесток и безапелляционно учит младшее поколение?

«Ведь были люди в наше время, не то что нынешнее племя»… Сложно отойти от соблазна рассказывать и поучать о том, что «в наше время», «мы были классные, а вы бессмысленные, голопопые, скучные и книжек не читаете». Это ведь проще, чем взять на себя труд и представить, что у этих ребят совершенно иной мир, они выросли в другое время, у них другие даже тактильные ощущение с миром — компьютеров, гаджетов и так далее. У них совершенно другое восприятие жизни, и лучше бы на самом деле его посмотреть и понаблюдать, чем критиковать.

Очень сложно — наблюдать и принимать, что новое поколение ничем не хуже, а просто оно другое и развивается в другую сторону. Но ведь можно просто посмотреть, как это будет — какая, например, приходит замена книгам, иная музыка, еще что-то. Все это ужасно интересно, а взрослые не дают себе этой возможности. Они отвлекаются на восхваление своего опыта жизни и унижение нового поколения. Это всегда было так. Ничего нового сейчас не происходит.

Но сегодняшние новые дети выросли во время гигантской цифровой революции, какую мир никогда не знал

Конечно, они совсем другие. Их отрыв от взрослых из других времен значительно серьезнее. Хотя, в принципе, все равно в любые времена взрослые находили повод рассказать, что они-то были лучше, чем сегодняшние молодые.

С возрастом почти всегда люди теряют в той или иной степени способность к диалогу. Полученный большой жизненный опыт им мешает спорить, они могут только вещать, заявлять, объяснять. Я за собой это замечаю, и мне ужасно стыдно потом. Это возрастные вещи, когда люди скорее пытаются поучить и не способны услышать свои ошибки. Я банальные вещи говорю, но это так.

О родительском абьюзе

Как не стать таким? Чем больше в человеке наблюдательности и любопытства, тем меньше он зашорен и помешан на поучениях и прочем. Мне кажется, это никак не связано с образованием. Как губит интеллигенция своих детей — если ребенок не получит суперобразование, не будет учиться в 57-й школе, не будет читать стихи, если, если… Они воспитывают собаку для выставки, чтобы потом гордиться этим мальчиком или девочкой, замученными, уставшими от музыкальных школ и прочего. Программ по мучению детей навалом.

Взрослые бесконечно занимаются абьюзом — и я в том числе. Я анализировал свои отношения с детьми, я очень много им какого-то вреда принес. Я уверенно говорю, что так не надо делать, но эта программа и у меня срабатывала, прорвалась. Где-то и я был диктатором, тираном — это не вытащить из себя. Даже если они меня за это прощают, я сам себя не могу простить. Ты сам понимаешь, насколько был жестоким или непримиримым…

Я не очень понимаю, почему дети должны априори уважать взрослых, среди которых куча злых людей

Мне кажется, это чушь собачья — заставлять уважать человека только потому, что он взрослый или старый. Априори уважительное уважение к возрасту на самом деле признак первобытных обществ, когда люди с пиететом относились к старикам, перенимая у тех какие-то знания, опыт. Давление отцов с высоты опыта на детей не примета времени. Молодые бунтуют, пробивают эту систему и действуют по-своему. А потом становятся для своих детей такими же «учителями жизни». Это было и будет всегда.

Специальный показ

В день выхода фильма «Снегирь» в широкий прокат, 8 июня, пройдет специальный показ в кинотеатре «Октябрь» в рамках проекта «КАРО.Арт». В обсуждении примут участие:

  • Елена Сивкова — шеф-редактор Psychologies.ru,

  • Борис Хлебников — режиссер и автор сценария,

  • Наталия Мещанинова — автор сценария.

Борис Хлебников

Режиссер, сценарист