Ставить цели — полезно или опасно?

Схему достижения цели из семи этапов предлагают Оуэйн Сервис и Рори Галлахер, авторы книги «Мысли узко. Удивительно простые способы добиться крупных целей» и исследователи компании Behavioural Insights Team (BIT), работающей на правительство Великобритании:

  1. Правильно выбрать цель;
  2. Проявить упорство;
  3. Разложить большую задачу на легко выполнимые шаги;
  4. Визуализировать конкретные необходимые этапы;
  5. Подключить обратную связь;
  6. Заручиться социальной поддержкой;
  7. Помнить о вознаграждении.

Компания BIT изучает, как использовать «подталкивание» в нужном направлении и психологию мотивации, чтобы «побудить людей делать более удачный выбор для себя и общества». В частности, она помогает делать правильный выбор, когда речь идет о здоровом образе жизни и фитнесе.

В книге авторы цитируют исследование психологов Альберта Бандуры и Дэниела Червона, которые замеряли результаты студентов, упражнявшихся на велотренажерах. Ученые выяснили, что «студенты, которым сообщали, где они находятся относительно поставленной цели, улучшили показатели более чем вдвое и опередили тех, кто получил только цель или только обратную связь».

Поэтому многочисленные приложения и фитнес-трекеры, доступные нам сегодня, позволяют двигаться к самым разным целям эффективнее, чем когда-либо. Несколько компаний ввели фитнес-программы и раздали сотрудникам шагомеры, чтобы у них был стимул делать 10 000 шагов в день. Как и ожидалось, многие начали постепенно ставить более высокую цель, что было воспринято как большой успех.

Однако у постановки целей есть и другая сторона. Психологи, которые занимаются нездоровой зависимостью от физических упражнений, видят это явление совершенно иначе.

Они осуждают фитнес-трекеры, заявляя, что это «самые идиотские вещи в мире… люди, которые используют такие устройства, попадают в ловушку непрерывной эскалации и продолжают физическую активность, не обращая внимания на стрессовые переломы и другие серьезные травмы, чтобы получить тот же прилив эндорфинов, который несколько месяцев назад достигался гораздо более легкой нагрузкой».

Цифровой век гораздо больше располагает к поведенческим зависимостям, чем любая предыдущая эпоха в истории

В книге с красноречивым названием «Неотразимое. Почему мы все время проверяем, проматываем, щелкаем, смотрим и не можем остановиться» психолог из Колумбийского университета Адам Альтер предупреждает: «Мы сосредоточены на преимуществах постановки целей, не обращая внимание на недостатки. Постановка целей была полезным мотивационным инструментом в прошлом, ведь люди предпочитают тратить как можно меньше времени и энергии. Нас нельзя назвать интуитивно трудолюбивыми, добродетельными и здоровыми. Но маятник качнулся в другую сторону. Теперь мы настолько стремимся сделать больше за меньший срок, что забываем о необходимости делать паузу».

Представление о необходимости ставить одну цель за другой вообще-то существует сравнительно недавно. Альтер утверждает, что цифровой век гораздо больше располагает к поведенческим зависимостям, чем любая предыдущая эпоха в истории. Интернет ввел новые цели, которые «прибывают, и часто без приглашения, в ваш почтовый ящик или на ваш экран».

Те же самые выкладки, которые государственные органы и социальные службы используют для формирования хороших привычек, можно применять, чтобы клиенты не прекращали пользоваться товарами и услугами. Проблема здесь не в отсутствии силы воли, просто «по ту сторону экрана есть тысяча людей, чья работа — сломить тот самоконтроль, который у вас есть».

Ставить цели — полезно или опасно?

Товары и услуги устроены так, чтобы было легче продолжать их использовать, чем остановиться — от Netflix, где автоматически загружается следующий эпизод сериала, до марафонов World of Warcraft, во время которых игрокам не хочется прерываться даже на сон и еду.

Порой мимолетные социальные подкрепления в виде «лайков» приводят к тому, что человек начинает непрерывно обновлять Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) или Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). Но ощущение успеха быстро уходит. Как только вы достигаете цели набрать тысячу подписчиков в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), на ее месте возникает новая — теперь достойным ориентиром кажутся две тысячи подписчиков.

Альтер показывает, как популярные товары и услуги максимизируют вовлеченность и минимизируют фрустрацию, вмешиваясь в целеполагание и механизмы вознаграждения. Все это сильно увеличивает риск развития зависимости.

Используя достижения науки о поведении, можно манипулировать не только тем, как мы отдыхаем. Ноам Шайбер в New York Times описывает, как Uber использует знания психологии, чтобы его водители как можно больше работали. У компании нет прямого контроля над водителями — они скорее независимые бизнесмены, чем сотрудники. Значит, крайне важно добиться, чтобы их всегда было достаточно для удовлетворения спроса и роста компании.

Директор по исследованиям из Uber комментирует это так: «Наши оптимальные настройки по умолчанию стимулируют вас работать столько, сколько возможно. Мы ни в коем случае этого не требуем. Но таковы настройки по умолчанию».

Вот, например, две особенности приложения, с помощью которых водителей стимулируют работать больше:

  • «распределение с опережением» — водителям показывают следующую возможную поездку до того, как закончилась текущая,
  • специальные подсказки, которые направляют их туда, куда хочет компания, — чтобы удовлетворить спрос, а не увеличить доход водителя.

Особенно эффективна постановка произвольных целей, которая удерживает водителей, и присвоение бессмысленных знаков отличия. Шайбер отмечает: «Поскольку Uber организует всю работу водителей через приложение, мало что ограничивает компанию в стремлении внедрять игровые элементы».

Эта тенденция надолго. Рост экономики свободного заработка может привести к тому, что «психологические рычаги в итоге станут главным подходом к управлению работающими американцами».


Об эксперте: Хелен Эдвардс — руководитель библиотеки Московской школы управления «Сколково».