Кандидат психологических наук, психотерапевт, психолог-консультант, специалист в области работы с психотравмой и ее последствиями

Мне 25 лет и 8 месяцев, и я не могу смириться с тем, что я неудачница. Я окончила университет, долго не могла найти работу, через год нашла и вот ушла с последней работы из-за токсичного руководства. За два года работы я ничего не добилась, кроме скудной зарплаты в 100 тысяч в Москве! Я достигла старости без всего: без денег, без путешествий, без молодости, без красивого тела.

Год назад я узнала, что у меня развивается генетическая болезнь и я могу стать инвалидом. Лечения нет и непонятно, будет ли оно для взрослых людей, если появится. Мне просто тошно от себя, от того, что я существую, ничего не добившись. Ничего абсолютно: учеба, работа, инвалидность и все.

Меня ужасно бесят девушки в социальных сетях, которым 18-26 лет и непонятно, откуда у них деньги на ипотеки, на квартиры, на отдых на Бали, на Мальдивах, на дорогую еду. Я просто ничтожество, дальше мне уже не для чего жить. Я потратила годы молодости на всякие дурацкие глупости: на учебу в университете, на работу. Я ничего не получила, ничего. Мне очень обидно, что я такая тупая и не смогла вовремя догадаться, что не нужно учиться и не нужно работать. Может быть, у меня была бы такая же жизнь, как у людей в 18-26, на которых я смотрю в социальных сетях.

Я завидую, а что мне еще остается? Здоровья нет, отношений нет, молодости нет, денег нет, карьеры нет, связей нет, отдыха нет, ничего нет. Нет, нет, нет, нет, нет, нет. Я не могу смириться с тем, что я всю жизнь была прокаженной неудачницей. Я не могу смириться с этим, что я рождена, чтобы мучиться и страдать. Я не могу смириться и все.

Психологи и психотерапевты мне не помогают — несут всякие глупости и не понимают, что я чувствую. Не понимают, что мне плохо, что я чудовище неудачливое, что я просто проиграла все в жизни. Что я изначально была обречена, что я не успела насладиться годами молодости с 18 до 25 лет, а теперь уже слишком старая. И что мне больше незачем жить, ведь у меня диагноз, который может прогрессировать.

Мне уже ничего не хочется, мне просто хочется на покой. Я уже устала что-то делать, учиться, стараться и надеяться на то, что будет все хорошо, а хорошо уже никогда не будет. У меня не было ничего этого в детстве, не было путешествий, не было ничего. Я думала, что если буду учиться, если буду работать, если я буду стараться, у меня все будет: будет богатый дом, путешествия, хорошая и счастливая жизнь, а получается, ничего не будет. Все это было зря, и вся моя жизнь, которая была раньше, прожита мной неправильно.

Ирина, 25 лет

Здравствуйте, Ирина! Искренне сожалею, что вам приходится переживать встречу с таким сложным диагнозом. Я понимаю, что сейчас вы очень злитесь на мир и на себя. Я скажу странную вещь, но так и должно быть. Сейчас вам кажется, что все, что происходит, — происходит только с вами, а все остальные живут какую-то другую жизнь. Но это типовые переживания абсолютно каждого человека, который сталкивается с болезнями и потерями. Вам не помогут ни психологи, ни психотерапевты, ни даже психиатры, пока вы не будете готовы получить помощь.

В конце прошлого века Элизабет Кюблер-Росс, которая посвятила жизнь работе с умирающими людьми, описала этот процесс как пятишаговую схему, которую мы сейчас применяем в любой сложной ситуации. «Шок-гнев-торг-депрессия-принятие» — это описание того, как человек принимает свою диагноз. Принятие — это ощущение радости и счастья. Это тот этап, на котором человек понимает, что его жизнь уже никогда не будет прежней и дальше надо сделать выбор — жить или умирать.

Жизнь несправедлива, и вы имеете полное право злиться. И сейчас я уже вижу, что вы переходите на уровень «торг». Вам сейчас кажется, что если бы вы не учились и не работали, то жизнь была бы какая-то другая. Вполне возможно, но мы этого не знаем. Точно так же, как мы не знаем, какая правда стоит за красивыми картинками в социальных сетях, что происходит со всеми этими девушками ближе к 30 годам или если у них обнаруживается серьезный генетический диагноз.

Но пока эти очевидные факты для вас неубедительны. Наша психика не может сразу принять весь масштаб случившегося, и для нее очень важно, чтобы был кто-то виноват и где-то была идеальная жизнь, в которой у всех все хорошо. Так работают психологические защиты. Дайте себе время побыть с этим. У вас есть повод злиться и горевать.

Но чем больше вы остаетесь в этом состоянии, тем больше времени вы у себя отнимаете. Сейчас, перед лицом диагноза, у вас есть только два варианта:

  1. Полностью передать ответственность за свою жизнь куда-то вовне, закрыться в своем страдании и ждать, когда все закончится.

  2. Взять ответственность за свою жизнь на себя. Посмотреть, как живут люди с инвалидностью, что помогает им иметь комфортную жизнь, как у них выстроена система поддержки и прочее.