Екатерина Кес
Клинический, детский и семейный психолог, эксперт по детско-родительским отношениям, автор книг и онлайн-курсов для родителей, основательница онлайн-школы о воспитании детей
Личный сайт

Мне кажется, что я строгая мать. У моего 10-летнего ребенка СДВГ — неподтвержденный, но все признаки есть. Он рассеянный, учится не очень хорошо, а я преподаватель, да еще и с комплексом перфекционизма иногда… Часто критикую вместо того, чтобы похвалить. Как правильно себя вести с ним?

Ира, 42 года

Здравствуйте, Ирина! Важнее всего то, что вы задумались над своим взаимодействием с ребенком и осознали, что в вашем общении слишком много строгости, требовательности и критики, а это совсем ему не помогает. 

Прежде всего я бы порекомендовала вам с ребенком записаться на консультацию к детскому неврологу и детскому психиатру. Эти два специалиста могут либо подтвердить, либо опровергнуть диагноз синдрома дефицита внимания и двигательной гиперактивности. На данный момент считается, что это нарушение нейроразвития, когда по какой-то причине неправильно работают нейромедиаторы в определенных зонах головного мозга. Зачастую это вопрос генетики, но бывают и спонтанные мутации из-за проблемы в начале беременности.

Еще я бы хотела посоветовать сделать ребенку МРТ-сканирование шейного отдела позвоночника. Если есть смещение шейных позвонков, то оно, скорее всего, пережимает сосуды, которые обеспечивают кровоток к головному мозгу. А это в свою очередь может вести к трудностям со вниманием и концентрацией — в данном случае нужна будет помощь остеопата. 

Совсем необязательно, что у вашего ребенка СДВГ. Внешне у него могут быть признаки этого синдрома, но это совсем не значит, что он есть. 

Возможно, у него сложности с усидчивостью и концентрацией внимания по каким-то психологических причинам, а не из-за нарушения нейроразвития

Но даже если это генетика, то внешние факторы могут усугублять течение состояния. Поэтому, если СДВГ будет подтвержден, ребенку нужно будет наблюдаться у доктора и получать медикаментозную помощь при необходимости, а вам — делать все то, о чем мы поговорим далее.

Важно понимать, что дети с СДВГ или психологическими трудностями с усидчивостью и концентрацией не справляются с заданиями не потому, что ленятся или делают это назло, а потому, что им это сложно дается. Детям в такой ситуации от взрослых нужны помощь, поддержка, понимание и терпение.

Когда вы ругаете ребенка за то, что у него пока не получается, у него возникает негативная ассоциация с деятельностью. Каждый раз, когда ему нужно будет делать то, за что его обычно ругают, у него будет возникать внутренний протест и желание всячески этого избежать. И, наоборот: если у ребенка положительные ассоциации с деятельностью — например, он чувствует, что у него получается, что он делает успехи и их замечают — ему захочется к этой деятельности возвращаться.

Старайтесь помогать ребенку почувствовать опыт успеха. Делать так, чтобы у него было ощущение, что он может, что он справляется

Необходимо так и говорить:

  • «Смотри, как у тебя хорошо получается»;

  • «Ты можешь, ты способный мальчик»;

  • «Обязательно разберешься, я тебе помогу»;

  • «Я вижу, что у тебя выходит все лучше и лучше».

Согласитесь, это намного приятнее слышать, чем, например, такие фразы:

  • «Пишешь, как курица лапой!»;

  • «Думай своей головой!»;

  • «Из тебя ничего не выйдет!»;

  • «Сколько можно повторять тебе одно и то же!».

К сожалению, очень часто выполнение домашней работы дома сопровождается такими вот фразами, да еще сказанными раздраженным, грубым тоном. Конечно, это никак не способствует тому, чтобы ребенок лучше концентрировался, старался, пытался разобраться. Сколько ни ругай ребенка — если ему что-то непонятно, лучше он в этом разбираться не будет. Поэтому всегда лучше уделить время и подробно все объяснить, помочь с тем, что непонятно.

Если у вас не хватает времени или нервов на такие объяснения, можно пригласить за отдельную небольшую плату старшеклассника или студента, который будет помогать с домашними заданиями или с тем материалом, в котором ребенок испытывает сложности. Либо попросить делать это хотя бы периодически кого-то из родных, с кем у ребенка хороший контакт и есть взаимопонимание. Помните, что нельзя ставить учебу и оценки на первое место, а добрые, человеческие отношения с собственным ребенком — на второе. 

Также я бы посоветовала поработать с психологом над тем, чтобы перфекционизм не мешал вам в жизни, чтобы вы могли более снисходительно относиться в первую очередь к себе, а также к ребенку. Надеюсь, мой ответ помог вам посмотреть на ситуацию немного под другим углом.