Как решать конфликт с партнером по бизнесу: разбираем случай из практики

Елена: Мы с Настей несколько лет вместе занимаемся консалтингом. Настя у нас мегамозг, она отвечает за договора и бухгалтерский учет. Ее подход — семь раз отмерь, один отрежь. А я люблю общаться, поэтому в компании отвечаю за соцсети и связь с внешним миром. Я склонна к импровизации, мой подход — сделать быстро и пойти дальше.

Анастасия: Мы с Леной отлично дополняем друг друга, но если у нас конфликт, договориться не можем!

Е.: Если я делаю что-то, не посоветовавшись с Настей, и результат ее не устраивает, мне от нее «прилетает».

Ирина Баржак: А вам бы какой реакции хотелось?

Е.: Я бы хотела, чтобы меня пожалели и похвалили, какая я молодец, что проявила инициативу. Что ничего страшного не произошло. Но реакция Насти прямо противоположна: «Смотри, что получается, когда ты занимаешься самодеятельностью». И таких моментов много.

И.Б.: Можете описать свой последний конфликт?

Е.: Я отправила в журнал статью, не согласовав ее с Настей, и она была недовольна. Но я хочу иметь свою сферу деятельности в компании — то, за что только я несла бы ответственность!

В последнее время часто ловлю себя на мысли, что делаю что-то не потому, что мне это нравится, а потому, что хочу разгрузить Настю, чтобы она меньше ругалась

А.: Лена считает лишнюю запятую ерундой, но для меня это не ерунда. Лена пишет слово, я подбираю более удачный синоним, а она обижается.

Е.: Конечно, обижаюсь! Когда мне кажется, что это прекрасный текст, не требующий правок, ты начинаешь изо всех сил его редактировать. И давить на меня. Спрашиваешь: «А ты уверена, что хочешь сделать это сама и получить не тот результат, на который мы рассчитываем?»

И.Б.: Анастасия, у вас, наверное, есть свои причины для такой придирчивости?

А.: Я делаю как лучше для компании. Потому что интернет помнит все, и такая мелочь, как комментарий к посту, может оказаться решающей в будущем. Мы позиционируем себя как эксперты и не имеем права на ошибку — это вопрос имиджа. И хоть мы обе собственники, но генеральный директор все-таки я. Я подписываю все важные документы и принимаю окончательное решение. И Лена поддержала такое распределение ролей!

И.Б.: Анастасия, вы составляете договоры и финансовую отчетность, хотя вы не юрист и не бухгалтер. Лена не SMM-специалист и не PR-менеджер, но ведет соцсети и общается с потенциальными клиентами. Риски есть везде.

А.: Именно поэтому если я вижу текст, который меня не устраивает, то переделываю его — не потому, что лучше знаю, а исходя из критериев качества. Все наши материалы отличают четкость, грамотность, проверенные данные. В основном этим занимается Лена, и я ей признательна. Лена, ты круто пишешь, но я должна быть уверена, что материал будет идеальным.

Как решать конфликт с партнером по бизнесу: разбираем случай из практики

И.Б.: Как бы вы описали ваши личные отношения?

А.: Лена для меня не просто друг и партнер. Это мой «муж» в бизнесе. Не знаю, как она терпит меня.

Е.: Я тоже считаю Настю своим «рабочим мужем». Столько личных вещей, сколько знает обо мне Настя, не знает никто…

И.Б.: Лена, чего вы боитесь сейчас?

Е.: Я боюсь что-то делать — даже отправлять сообщения по личным вопросам! — без Настиного одобрения. Я потеряла уверенность в себе и желание действовать самостоятельно. И этот страх — что я ничего не могу без Насти — парализует меня настолько, что, когда надо прокомментировать от лица компании ту или иную новость или просто лишний раз заявить о себе, я бездействую. Мне страшно на всю жизнь остаться тихим кроликом, который боится высунуть нос.

И.Б.: Анастасия, Елена, я считаю, что вам друг с другом сильно повезло. То, что вы совпали — два таких разных темперамента и две настолько незаурядных личности, — большая удача. Вы, Лена, — движок, драйв. А вы, Настя, — контроль и порядок. Для бизнеса это идеальное сочетание. Но помимо этого я вижу, что ваше, Настя, желание контроля превращается для вас в непосильную ношу.

Конфликты между вами возникают не из-за того, что кто-то что-то неправильно сделал, а из-за зашкаливающего уровня контроля

А.: Я не могу по-другому. В жизни мне часто приходилось выкручиваться самой, делать невозможное возможным, и чтобы никто не видел моих слез. Окружающие знают, что на меня можно положиться.

И.Б.: Но вы своими руками забираете у них ответственность.

А.: Забираю, да. Но и расту в профессиональном плане.

И.Б.: Анастасия, чем больше вы вырастаете профессионально, тем больше становится зона, которую вы не сможете контролировать. К этому лучше подготовиться заранее.

А.: Не представляю как!

И.Б.: Для начала было бы неплохо прописать стандарты, которые для вас принципиально важны в текстах, будь то статья, комментарий или пост в «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация). Также желательно было бы найти грамотного корректора за пределами Москвы, там, где зарплаты ниже столичных. Новый сотрудник за адекватный гонорар будет регулярно проверять ваши тексты и предлагать правки в соответствии с вашими же требованиями. Разгрузите себя.

Как решать конфликт с партнером по бизнесу: разбираем случай из практики

А.: Пока мы вроде справляемся…

И.Б.: Пока вас двое, но компания будет расти. И чем дальше, тем больше вы будете нервничать и рано или поздно сами загасите свой рост. Лена сейчас — как ребенок, который боится сделать что-то без одобрения «мамы». Но для бизнеса лучше, чтобы она повзрослела в своей зоне ответственности и чтобы диалог между вами происходил на уровне двух взрослых.

А.: Стандарты, о которых вы говорите, давно у меня в голове. Но их систематизацию я откладываю, всегда есть дела поважнее.

И.Б.: Не откладывайте. Предлагаю вам составить контент-план, создать брендбук и пресс-кит. Все это устранит 90% ваших проблем. К тому же если правки в текст будут вноситься профессионалом, то Лене будет не так обидно, как если бы их вносили вы. Но помните, что даже идеальные корректоры, SMM-специалисты и PR-менеджеры совершают ошибки. Вопрос в том, как вы будете к этому относиться.

Если зон контроля слишком много, нельзя контролировать все — на это просто не хватит рук. Можно потерять покой и сон, а там и до выгорания недалеко

А.: Действительно, в последнее время я стала слишком остро на все реагировать. Внутри словно ядерный взрыв. Это отвлекает от ежедневных задач, и во многих местах появляются пробелы.

И.Б.: Сейчас все загрузки из вашей головы надо выгрузить на внешний носитель. В ваших с Леной отношениях смешано много ролей: дружеских, партнерских, семейных. Чтобы размотать этот клубок, нужно разграничить зоны деятельности и еще на берегу договориться об ответственности за последствия ошибок. Например, кто ошибся на 30%, тот лишается 30% прибыли. Когда мы получаем свободу действий, то относимся к задачам намного взрослее. Думаю, если Лена будет понимать, в чем ее ответственность перед компанией, она не будет торопиться и станет совершать меньше ошибок.

Е.: Я тоже за то, что нам обеим нужно давать право на ошибку!

И.Б.: Однако, понимая, чем она чревата, вы не должны преувеличивать последствия от нее. Настя, вам нужно научиться разделять ответственность. Не переделывать за других и не переписывать за Лену. Обиды и непонимание появляются от напряжения. Слезам нужен выход, но вы, Настя, плакать себе запретили. Вам станет легче, как только вы передадите часть ответственности в другие руки и определите за нее цену. Прикройте себя стандартами и договоренностями — это спасет вас от выгорания.

А.: Я не требую от Лены профессио­нализма в пиаре. Так же как она не требует от меня юридической подкованности. Но пока нам приходится тащить все на себе просто потому, что мы маленький стартап. Сейчас мы как самолет в зоне турбулентности. Хочется верить, что вскоре она закончится.

И.Б.: Искренне вам этого желаю.

Две недели спустя

Анастасия: Мне хотелось  понять, в какой точке мы находимся и какие перспективы у нашего взаимодействия. После работы с экспертом я обдумывала многие фразы и факты, и это создало новую волну мыслей и претензий, которые просто необходимо было обговорить с Леной.

Мы встретились и посвятили этому весь день, затронув лишь важнейшие вопросы: поиск взаимопонимания и бизнес-решений. Мы не только обсудили острые моменты, но и начали наконец-то обниматься при приветствии и прощании, а раньше я за собой такого не наблюдала!

До консультации я не думала, что правила и систематизация нужны даже для такого небольшого стартапа, как наш, считала, что это прерогатива больших компаний. Мы уже распределили задачи и создаем описания к функциям, которые необходимо делегировать.

Елена: Встреча стала началом сложного, но продуктивного диалога. Конечно, впереди еще много отстроек и наладок нашего партнерства. Сложно сохранять баланс между дружескими и рабочими отношениями, но, думаю, у нас получится. Мы только начали по-новому отстраивать рабочие процессы. Но уже смогли взглянуть на ситуацию с разных сторон, и это делает нас сильнее.

Узнать больше

Станьте участником рубрики «Давай договоримся»

У вас конфликт, который вы хотите разрешить? Отправьте запрос по электронной почте info@psychologies.ru.

Ирина Баржак

Конфликтолог, бизнес-тренер.

intlips.com