Психолог, гештальт-терапевт
Личный сайт

Поехала в лагерь на педагогическую практику, где работала с восьмилетними детьми. При близком общении с ними у меня возникали тревожные чувства и желание плакать. Я вспоминаю это время с ужасом.

Прошло несколько месяцев, теперь я на практике в школе, общаюсь с восьмиклассниками. Но вот прошла через младший блок, столкнулась с детьми начальных классов и снова почувствовала все то же самое.

Что это такое? Я боюсь теперь быть педагогом и матерью.

Александра, 24 года

Александра, откровенно говоря, я и сам иногда боюсь детей, особенно когда их много! Даже когда я ходил в детский сад, ровесники казались мне шумными и неорганизованными. Сейчас, уже взрослому, мне бывает страшно, например, что я не смогу с ними договориться о чем-то, что они не послушаются, не услышат или не захотят что-то делать, что нужно.

Необходимо обладать крепкой выдержкой, сердечной теплотой и самообладанием, чтобы иметь смелость организовать активности или обучение для детей. Другое дело, когда ребенок один. Там уже совсем другое отношение и другие переживания.

Про что же ваши слезы, Александра? Про страх, про любовь, про умиление? Или это ужас и обида? Мне неизвестно! За слезами — для кого они, почему они, — может быть много разного. Зачем вы замираете? Может быть, вы так справляетесь с растерянностью, волнением? Да, много всего можно представить, но что с вами на самом деле…

Предполагаю, что вам необходимо поработать с ощущением собственной безопасности

Ведь когда вы вступаете в контакт с ребенком, для него вы можете быть разной. Но всегда вы выступаете из какой-то роли. Запускаются разные механизмы: проекции, переноса и контрпереноса, слияния. Вы точно ощущаете себя уверенно в описываемой ситуации? Если нет, то нужно разобрать, какие есть страхи.

И не спешите отказываться от роли педагога и тем более матери. Вы уже проделали немало: прошли практику, вас допустили ко взаимодействию с детьми — поздравляю! Но то, о чем вы говорите, — важно и, конечно, необходимо эту тему проработать индивидуально с психологом. Предположу, что речь в такой работе может зайти о психологической травме, но о какой именно, я пока не готов сказать.

Также полезно будет получить поддержку от знающих, опытных и мудрых коллег вашего педагогического сообщества и круга: преподавателей и воспитателей. Можете осторожно поинтересоваться, как они справляются с подобными чувствами, с которыми сталкиваетесь вы?

Вероятно, вы поймете, что не одна такая — похожие переживания испытывают другие коллеги, просто по-разному с ними обходятся

Вы пока что чувствуете тревогу и желание заплакать. Но ведь есть и интерес к детям, и уважение к профессии педагога? Но пока вы это не осознаете, трудно сформировать запрос.

Похоже, вам нужно психологически что-то допрожить — то, что вызывает у вас слезы, страх и оцепенение. После того, как вы разберетесь со своими чувствами, станете их лучше идентифицировать, вам предстоит потихоньку закреплять ваши профессиональные и личностные опоры, которые позволят вам быть устойчивее при приближении к ситуации с ведением детской группы.

То, что вызывает в вас такой спектр переживаний при контактировании с детьми, нужно разобрать в паре с бережным специалистом. Желаю вам удачи, Александра!