Саша Леа Адина Уикенден
Доула смерти, основатель Death Foundation
Личный сайт

Около полугода назад погиб мой муж, за несколько лет до этого умер наш ребенок. Сейчас я осталась совсем одна.

Смерть дочери мне помогал пережить супруг, а сейчас его нет. Днями плачу, не могу видеть людей. Плохо мне, нет целей…

Ольга, 40 лет

Ольга, мне очень жаль, что вы сначала пережили смерть дочери, а теперь и мужа. Я не могу представить, каково это, но это естественно в вашем горе — много плакать, не хотеть видеть людей, чувствовать себя плохо и не иметь пока возможности нащупать никаких целей в жизни.

Я вам очень благодарна, что, несмотря на все это, вы ищете способы помочь себе и поддержать себя, хотя бы через это письмо. Предполагаю, что это значит, что вы не готовы сдаваться и ищете опору для того, чтобы продолжать жить. Мне важно это заметить и обратить ваше внимание на это.

Мне также важно спросить вас: действительно ли вы остались совсем одна сейчас? Я понимаю, что вы потеряли двух самых близких для вас людей и потому можете ощущать себя очень одинокой. Но я предполагаю, что у вас есть родные, близкие или просто небезразличные люди, которые готовы быть сейчас с вами рядом. Я слышу, что когда-то ваш муж помог вам пережить смерть вашей дочери, соответственно, переживая то горе, вы были не одна, с вами рядом был человек, и это вас поддержало и помогло тогда справиться.

Действительно, горевать в одиночестве очень тяжело, порой невыносимо. Но я также слышу, что вы не можете видеть людей. Что именно сейчас для вас сложного в том, чтобы кто-то был рядом с вами и мог вас поддержать?

Возможно, вы могли бы объяснить тем, кто готов сейчас быть рядом с вами, в какой именно форме для вас сейчас возможны забота и поддержка? Скорее всего, они не смогут поддержать вас так, как это делал ваш муж. Но, возможно, они смогут хотя бы принимать вас такой, какая вы сейчас есть, — плачущей, не желающей быть в контакте, без целей и в плохом состоянии. Они дадут вам возможность быть в вашем горе не одной, разделить его тяжесть с человеком, который сделает вам чай, сходит с вами на прогулку, пусть и в тишине, приготовит теплую еду, поможет с уборкой или побудет с вами рядом, пока вы просто отдыхаете.

Человеческий контакт может представляться невыносимым в таком горе, но на практике он нередко оказывается целителен, особенно если объяснить людям рядом, как именно сейчас стоит себя вести с вами

Если вам действительно сейчас совсем не к кому обратиться за поддержкой, то это и правда очень больно. В таком случае мне хочется вас обнять, если для вас это уместно. Вас может поддержать служба психологической помощи и регулярные встречи с психологом, который поможет вам пройти через темный лес вашего горя и отправиться на поиски новых смыслов вашей жизни.

Мне также хочется обратиться к вашему периоду горевания после потери дочери. Каким был этот путь? Как менялось ваше состояние? Каково вам было в самом сразу после ее смерти и как изменилось ваше состояние через полгода, через год и через два года? Как вы смогли найти новые опоры и смыслы?

Однажды вы уже смогли справиться с очень сложной потерей, пережить ее и снова продолжить жизнь. Вы можете опираться на свой же опыт сейчас. Что помогало вам тогда, кроме поддержки вашего мужа? Что вы уже знаете про себя и про то, как вы переживаете горе? И как эти знания могут вам помочь сейчас?