Инна Чиркова
Детский, семейный психолог, психодрама-терапевт

С женой прожили в браке 16 лет. Полтора года назад оказалось, что она мной недовольна. Я пытался наладить отношения, но в итоге понял, что поздно — я, по словам жены, не соответствую ее ожиданиям, и жить со мной она не хочет. Мне пришлось уйти из дома и вернуться к своим родителям. Мальчишки остались с женой — им сейчас 14 и 9 лет. Поскольку живем в разных городах, видимся редко: в основном я забираю их на каникулы. А где-то через год я заметил, что мне сложно с ними.

Сначала мне стало трудно им позвонить. Старший сын и ранее был не слишком словоохотлив по телефону, а теперь и вовсе говорит односложно. Я чувствую себя навязчивым. А младший все время рассказывает о любимых компьютерных играх, о которых я ничего не знаю, и на меня накатывает смертельная скука. Перевести разговор с ними на другие темы не получается — старший прямо начинает говорить, что это все неинтересно, что я нудный и ничего не понимаю...

Общаться вживую нам тоже сложно. Их эмоции, крики и шум раздражают, хотя когда мы жили вместе, такого не было. Возможно, все дело в том, что у старшего поменялись ценности. Раньше мы прекрасно проводили время: ходили на экскурсии, на шашлыки, на рыбалку. Все изменилось, когда я подарил ему смартфон, — теперь ничего другого ему не нужно. Та же история и с младшим, но с ним хотя бы можно договориться. А отнимать телефон или ставить жесткие правила — не мой стиль, я не умею «закручивать гайки».

Жена как-то сказала, что было бы неплохо, чтобы старший сын жил со мной. А я поймал себя на мысли, что мне этого не хочется. Вернувшись к родителям, я словно влез в «старые тапочки» и снова стал жить «для себя», размеренно и спокойно. К тому же у меня сейчас отношения с другой женщиной — разрываться между нею и детьми будет сложно и некомфортно.

Я суперэгоист, наверное… Думаю, что случившееся явно связано с распадом семьи, но не понимаю, как вести себя с детьми и почему они начали меня так тяготить.

Влад, 45 лет

Влад, вы пишете, что после 16 лет брака неожиданно узнали, что жена вами недовольна. То есть все это время женщину все устраивало? Или вы не разговаривали о чувствах и проблемах? Или она говорила, но вы не замечали ее состояния? Ведь должен быть очень важный повод, чтобы разойтись через 16 лет, имея двоих детей. Вспомните эпизоды из вашей совместной жизни: какое было настроение у жены, о чем она просила. Как часто вы задумывались о комфорте жены?

С детьми всегда непросто, а после развода родителей взаимоотношения с ними требуют особенного труда. Вы пишете, что вам скучно говорить на темы, которые интересуют мальчиков, а предлагаемые вами разговоры они считают занудством. Может быть, вы сохранили собственные привычки и ценности и не заметили изменения в сыновьях? Жена могла сглаживать шероховатости и недопонимания (а вы не замечали ее труда), да и маленьким детям дорого любое внимание.

В раннем детстве они принимают все, что говорят и делают их родители. Но потом у них появляются собственные интересы, и родители, чтобы сохранить с детьми контакт, должны поддерживать увлечения подростков. Только уважая мир ребенка, интересуясь его чувствами и проблемами, родители могут остаться с ним в близких отношениях. Такого родителя никто не променяет на гаджеты.

Возможно, вы эгоист. Но это нормально. Эгоист умеет позаботиться о себе: он сделает так, чтобы те, кого он любит, всегда были с ним и любили его. Например, из эгоистических чувств учится понимать детей, чтобы они понимали его. Что тут плохого?

Возникает печальное предположение, что ваши чувства к жене и детям были не так глубоки, чтобы вы испытывали желание постоянно работать над взаимоотношениями в семье. Такое бывает. Главное — разобраться в себе: что для вас важно? Может, с новой женщиной вы найдете то, что ищете.

Правда, любой человек хочет, чтобы его слышали и понимали. А если и с ней вы будете учитывать только комфортные вам ситуации? Вероятно, вам стоит задуматься о том, как вы понимаете смысл взаимоотношений и ценности совместной жизни.