
Здравствуйте! Моей дочке 7 лет. Она очень активная девочка, есть много признаков СДВГ. Ей сложно оставаться на одном месте, даже когда читает, вся искрутится. Очень эмоциональная, порой несдержанная. Из-за этого, предполагаю, есть проблемы со сверстниками: была свидетельницей того, как она обозвала девочку (та действительно себя некрасиво повела, но можно было донести свою мысль более корректно).
Понимаю, что ее мозг еще недостаточно дозрел до того, чтобы уметь сдерживать себя (не все взрослые это умеют), мало опыта, но я переживаю, что из-за этих черт у нее совсем нет друзей. Из-за этого тяжелее ходит в школу — без явного желания и порой с протестом. Возможно, еще сказывается общая усталость к концу первого учебного года. Книги терапевтические про дружбу читаем регулярно. Ведем обсуждения, но пока тщетно.
Были и конфликты. Она больше тянется к мальчикам, а те более агрессивные. В итоге несколько раз мою дочку ударили. В компании девочек атмосфера была бы более безопасной. Посоветуйте, как научить дочку дружить? Или мне успокоиться и пусть все идет своим чередом? Переживаю, что столкнется с буллингом. Она очки носит, немного полновата, плюс еще характер вспыльчивый. Ядерное комбо. Быть может, стоит записать ее к детскому специалисту, на группы? Спасибо!
Сима, 35 лет
Уважаемая Сима, спасибо вам за столь внимательное, вдумчивое и заботливое письмо. Вы очень точно подмечаете особенности вашей дочери и уже сейчас делаете многое для ее поддержки — это огромный ресурс и для нее, и для вас.
То, что вы описываете, действительно похоже на черты, характерные для нейроотличных детей, в том числе с признаками СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью). Но даже если диагноз не поставлен официально, важно понимать следующее: повышенная эмоциональность, импульсивность, трудности с самоконтролем — это не «вредность», а особенности работы мозга, который пока еще дозревает.
Ваши опасения о социальной адаптации дочери вполне понятны. В этом возрасте потребность в дружбе начинает выходить на первый план, но дети с повышенной импульсивностью действительно часто сталкиваются с отвержением, непониманием и, как следствие, изоляцией. Это может повлиять и на мотивацию к учёбе, и на самооценку.
Что важно сейчас:
Не надеяться только на «возраст сам все исправит»
Да, мозг ребенка продолжает активно развиваться, особенно в области саморегуляции. Но ждать, «когда перерастет» — рискованная стратегия. Наоборот, чем раньше будет оказана мягкая, корректная и научная помощь, тем меньше негативного опыта накопится.
Обратиться к специалисту
Если вы еще не консультировались с детским психологом (а лучше — с нейропсихологом), я искренне рекомендую это сделать. Специалист сможет провести диагностику — определить, какие именно функции нуждаются в поддержке (внимание, регуляция поведения, работа с импульсами, фрустрацией, страхом отвержения), и предложить индивидуальный план коррекции.
Присмотреться к группам социальной адаптации
Именно в таких группах дети учатся:
выражать эмоции экологично,
слышать границы других,
устанавливать контакт и удерживать его,
«дружить» без давления и борьбы за внимание.
Такие группы часто ведут нейропсихологи, арт-терапевты или поведенческие специалисты. Важно, чтобы формат был игровой и доброжелательный, без давления и ожидания «идеального поведения».
Помогать дочке рефлексировать без осуждения
Вы уже многое делаете — обсуждаете, читаете книги. Продолжайте в том же духе, только фокус смещайте с «как себя вести правильно» на «что чувствует другой человек и что чувствую я». Помогайте ей замечать эмоции и называть их.
Например: «Ты обиделась — и это понятно. Девочка поступила некрасиво. Но когда ты злишься, важно не обижать, а уметь защищать себя словами. Хочешь, потренируемся, как можно сказать по-другому?»
Приучать к физической активности и телесной разгрузке
Детям с высокой эмоциональной реактивностью необходима регулярная двигательная разрядка. Танцы, плавание, спорт, батут, прогулки с быстрым темпом. Это напрямую влияет на качество саморегуляции и снижение агрессии.
Снижать акценты на внешности
Вы упомянули очки и полноту как потенциальные уязвимости. Это действительно может стать поводом для буллинга в жесткой школьной среде. Но важно, чтобы девочка в семье получала стойкое ощущение: «Я — ценная и любимая не за форму, а за суть». Поддерживайте ее уникальность, давайте позитивную обратную связь за ее доброту, инициативность, увлечения, а не только за поведение или внешность.
И еще главное: ваша девочка не «трудная», не «неудобная», а живой, яркий, активный ребенок с чувствительным устройством нервной системы. С такими детьми часто непросто в быту, но при бережной поддержке они вырастают очень живыми, инициативными, творческими людьми.
Ваше внимание к ее внутреннему миру — уже профилактика травмы и одиночества. Вы рядом. И это дает шанс на настоящую опору.