Моему сыну недавно исполнилось 6. Я заметила, что он в последнее время очень странный: вот мы играем, а через секунду он обижается из-за ерунды. Недавно я случайно задела его рисунок и смазала краску, а он на меня накричал, а после разрыдался. Потом извинился и сказал, что не знает, почему он так себя ведет.

Я вижу, что он сам из-за себя расстраивается , но не может с собой ничего сделать. Что с ним и как мне ему помочь?

Арина, 36 лет.

«Действительно, эмоции — важная составляющая нашей жизни, — говорит детский психолог Анна Резникова. — К сожалению, детям в силу возраста и отсутствия опыта сложно лавировать в этом эмоциональном вихре: порой даже небольшое переживание, которое мы, взрослые, даже не примем во внимание, ребенка зацепит, и он расплачется или обидится.

Задача взрослых — научить ребенка различать эмоции и справляться с ними. Ведь способность человека управлять своими эмоциями и экологично восстанавливаться после них — одно из важнейших умений в жизни».

Эмоциональное состояние ребенка влияет на тех, кто рядом с ним

А если хочется добавить этому обучению красок, можно вместе посмотреть новый мультсериал «Монсики» от киностудии «Союзмультфильм», в создании которого принимали участие психологи. Он призван помочь детям освоить мир чувств и развить эмоциональный интеллект.

Действие мультфильма происходит на планете Монсиленд, где есть не только прекрасные, но и опасные места. Волшебные герои, монсики, могут безбедно существовать только на острове Гармонии. А вот в окрестности Зловулкана и болота Зависти лучше не попадать. И тем не менее монсики регулярно оказываются в этих неуютных землях: они телепортируются туда, когда попадают во власть разных непростых эмоций.

«Сын не справляется с эмоциями. Как ему помочь?»

Чтобы вернуться домой, монсик должен определить, что за чувство его посетило, и суметь успокоиться. Иногда герой не может сделать это сам, и тогда на помощь ему, издав боевой клич «Монсай!», приходят друзья.

Если этого не сделать, планета окажется под угрозой. Ведь одна плохая эмоция может потянуть за собой вереницу других эмоций. Если слишком много времени провести рядом со Зловулканом, случится извержение, на планете повысится температура и начнется засуха. Пустыня Лени и болото Зависти тоже несут угрозу для монсиков и их планеты…

Можно рассказать ребенку, что его эмоциональное состояние таким же образом влияет на тех, кто рядом с ним: если у него плохое настроение, если он капризничает и гневается, вряд ли его друзья будут радоваться. И потому так важно научиться «покидать» опасные места, переключать свое состояние — и, как монсик, оказываться на Облаках Счастья или у Моря Любви.

Нет «хороших» и «плохих» чувств: все они нужны и важны

Как нужно себя вести, чтобы помочь ребенку развить эмоциональный интеллект? По мнению Анны Резниковой, необходимо:

  1. Обозначать чувства словами. Например, говорить: «Я вижу, что ты сейчас злишься, потому что тебе хочется нашего внимания, а мы заняты сестрой». Или: «Я вижу, что ты сейчас грустишь, потому что тебе не хочется идти спать». Ребенок должен понимать, какие чувства он сейчас испытывает, и уметь их отличать друг от друга.
  2. Реагировать на ребенка, когда он привлекает ваше внимание или нуждается в вашем обществе. Не оставлять его одного, когда ему грустно или когда он плачет.
  3. Принять и признать чувства. Бесспорно, не всякое поведение приемлемо, но при этом все эмоции должны быть разрешены, легализованы. Объясните ребенку, что он не может выбирать то, что он чувствует, но может выбрать, что он с этими чувствами сделает.
  4. Не позорить ребенка. Например, не надо говорить любимую многими людьми фразу — «большие мальчики (девочки) не плачут».
  5. Не отрицать никакие чувства. Нет «хороших» и «плохих» чувств: все они нужны и важны. Если мы отрицаем какое-то из чувств, например, страх или гнев, то оно никуда не уходит, мы начинаем его подавлять в себе, и эти подавленные чувства могут проявляться в жизни бесконтрольно. Например, ребенку, который подавляет «плохие» чувства, могут начаться сниться кошмары.
«Сын не справляется с эмоциями. Как ему помочь?»

Психолог напоминает, что важно подключить к процессу обучения творческие ресурсы.

  1. Можно сочинить сказку, где главный герой, очень похожий на вашего ребенка, имеет такие же проблемы и сталкивается с похожими трудностями, но благодаря какому-нибудь уникальному свойству он выходит победителем. Попробуйте вдохновиться историями «Монсиков», которые умеют объединяться для того, чтобы вызволить из беды попавшего во власть эмоции товарища.
  2. Изобразить на бумаге, слепить из пластилина или сделать из любых других подручных средств некий предмет, который символизировал бы то, как ребенок сейчас себя чувствует сейчас, и потом рассказать про это. Впоследствии можно предложить ребенку рисунок или поделку разорвать, помять, сломать, выкинуть, в общем, сделать с ними что угодно. Так, можно попробовать слепить модель Зловулкана из мультсериала «Монсики», а потом «остановить» его извержение. После этого можно предложить нарисовать или слепить некое чувство, которое теперь с ним вместо этого неприятного переживания.
Анна Резникова

Об эксперте

Анна Резникова — психолог-консультант, детский психолог.