Клинический психолог, психоаналитический терапевт и семейный консультант

Обожаю учиться, читать книги и в целом узнавать новое. Но отношение преподавателей в университете и система обучения буквально душат и убивают все живое внутри меня. Усердная учеба там, напротив, уводит в регресс в той сфере, в которой мне действительно нужно развиваться. Возникает чувство, что работаю вхолостую. На хобби и общение с друзьями и вовсе сил не остается ни моральных, ни физических.

Учусь на четвертом курсе. Беспокоюсь, что за последний год вновь выгорю и не смогу ни собственные цели осуществить, ни уж тем более чему-то радоваться. Прошлый год дался проще, ведь была возможность уехать учиться на полгода в Китай, сейчас данный вариант не рассматриваю, коплю средства на магистратуру.

Арина, 21 год

Арина, наверное, под отношением преподавателей вы имеете в виду строгость требований и кажущийся формализм? Каждый из преподавателей считает свой предмет необходимым и не хочет делать никаких поблажек в обучении. На все не хватает сил и времени. Очень много заданий, и чтобы получить хорошие результаты, нужно усердно заниматься, а хочется еще оставить место для своих увлечений и общения с друзьями. К тому же многие предметы могут быть мало интересными для вас, но необходимыми для программы обучения…

Проблема выгорания студентов очень серьезная. Для выгорания есть объективные и субъективные предпосылки. О них нужно знать, чтобы уметь им противостоять.

Объективные:

  • плохое питание;

  • нарушение режима дня;

  • нездоровые отношения в группе;

  • завышенные требования преподавателей.

Субъективные:

  • низкая самооценка;

  • достигаторство;

  • страх не справиться с ответственностью;

  • перфекционизм.

Чтобы пережить последний год обучения, нужно проявить изрядную силу воли, так как придется держать под контролем и внешние, и внутренние процессы, приводящие к выгоранию.

Например: наладить питание, режим дня, отдых без гаджетов, обдуманное распределение нагрузок, подбор оптимального для себя режима обучения

Если вы не справляетесь с режимом многозадачности, переходите на последовательное выполнение заданий, что требует четкой организации времени. Если, наоборот, трудно делать что-то одно долго и последовательно, меняйте деятельность, переключайтесь между разными процессами с 10-20-минутными перерывами.

Обязательно оставьте себе время на отдых, занятие хобби и общения с друзьями. Откуда же его взять?

Здесь нужно перейти к внутренним процессам. Необходимо понизить значение успеха, ослабить стремление быть самой лучшей. Важны сами знания, а не успех. Расставляйте приоритеты в выполнении заданий, потому что реальность такова, что все сделать на отлично может не получиться, или на это уйдет слишком много сил. Вы уже знаете ту сферу, где вам действительно хотелось бы развиваться, направьте основные ресурсы туда.

Дайте бой перфекционизму. «Либо все, либо ничего» — это НЕ ваш лозунг на ближайший год

Важно удерживаться от сравнения себя с другими студентами, уйти от ненужной конкуренции, помня, что у каждого свой темп и возможности. Не сетовать на то, что у других все получается и это вызывает зависть, а стараться сделать свою жизнь максимально комфортной в тяжелых условиях, чтобы справиться с поставленной целью — закончить обучение, получить диплом и продолжать двигаться дальше.

Делитесь своими чувствами и эмоциями с другим людьми. Вы увидите, что и у других есть похожие проблемы и, возможно, они уже придумали способы, как с ними справляться. Обсуждая свои переживания, вы получите необходимую поддержку и практическую помощь.