Максим Пестов
Врач-психотерапевт, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер Московского Гештальт Института.

До декрета я могла часами, без стыда и вины, стоять у мольберта. Потом как отрезало. Мне вроде бы и хочется, но как будто я не имею права. Как вернуть вдохновение?

Юлия, 35 лет

Появление ребенка создало новую эмоционально-смысловую доминанту (ценность) в вашей психике, Юлия. Это обеспечивает фокусировку на главном, но также приводит к тому, что некоторые «неглавные» активности как будто конкурируют с более значимыми, что вызывает чувство вины и лишает вас права на хобби. Попробуем немного сместить точку зрения на происходящее.

Наша психика целостна по своей природе, а разделение интересов и чувств на важные и неважные может привести к расщеплению этой целостности. Поэтому, например, французская психоаналитическая школа считает, что для ребенка лучше, когда мать не замыкается полностью на заботе о нем, а имеет также собственный, только ей принадлежащий источник радости и удовольствия. Потому что все, что обогащает ее внутренний мир — отношения, хобби, общение, — косвенным образом улучшает и его психическое состояние. Заботясь о себе, вы фактически заботитесь о своем малыше.

Рисование очень похоже на медитацию: оно помогает сосредоточиться на моменте здесь-и-сейчас, и тогда мы замечаем то, что ускользает от внимания в повседневной рутине. Вы пишете, что хочется рисовать что-то нерадостное.

Я бы предложил не отказываться от этого. Чтобы прожить что-то грустное, тревожное или злое и двинуться дальше, необходимо встретиться и познакомиться с этим чувством. Более того, арт-терапия считается эффективным методом само­терапии, когда с помощью красок и холста мы даем выражение тому, что нас тревожит, и с помощью этого обретаем свободу.