Максим Пестов
Врач-психотерапевт, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер Московского Гештальт Института.

Родители развелись год назад, до этого взяли кредит и сделали большой ремонт. Отец выплачивает свою часть, а мать говорит, что ее часть должен выплачивать я, раз живу в квартире вместе с ней. Но меня же никто не спрашивал!

Олег, 29 лет, Владимирская область

Олег, давайте попробуем поместить ваше страдание, которое вы описываете как «отвратительное чувство», в более широкий контекст. Вы пишете, что «никто не спрашивает», хотите ли вы выплачивать деньги. Это мне кажется очень важным.

В чем вы видите причину? Может быть, выражение ваших чувств приводит к тому, что у родственников меняется настроение, и вам неприятно видеть, как вы становитесь «источником страдания» другого? Или вы чувствуете, что все равно не будете услышаны и поэтому не стоит даже и пытаться?

Следующий момент, на который я обращаю внимание: вы не хотите тратить свои деньги, но чувствуете, что должны. Такое впечатление, что в отношениях с матерью вы вынуждены делать то, чего не хотите. То есть исполнять чужие желания, тогда как ваши собственные оказываются в тени.

Эту ситуацию можно описать как проблему сепарации — отделения от значимых родительских фигур. В том числе географического: когда вы пишете, что живете с матерью, мне хочется спросить — как так получается? Действительно ли это то, чего вы хотите? Это ваше желание или требование родительской системы (мамы, папы, значимых родственников)?

Сепарация включает в себя два важных процесса. Первый связан с индивидуацией: с обнаружением собственных ценностей, потребностей и желаний. Второй — непосредственно с отделением. Сложность второго шага заключается в том, что вместе с ощущением свободы приходят и «сложные» чувства, например вина от возможности разочаровать родителей своими выборами.

И с этим придется жить, так как способность сталкиваться со сложными чувствами и выдерживать их — необходимый элемент личностной зрелости. Мы не можем брать ответственность за переживания других, поскольку у другого всегда остается выбор, как реагировать на то, что ему не нравится. Поняв это, можно от требования родителей — «будь таким, каким нам хочется» — перейти к возможности договариваться с ними и находить компромисс.