Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Мне 44, замужем, детей нет. Пугает одинокая старость, немощность, смерть в одиночестве в пустой квартире. Чувство, что все возможности упущены. 20 лет жизни потрачены впустую. Нет реализации ни в карьере, ни в семейной жизни. Все мимо. За спиной куча неверных решений, которые привели в ту точку, где я сейчас. И ничего уже не хочу. Только вернуться в свои 16 лет и все исправить.
Наталья, 44 года
Здравствуйте, Наталья! Читая ваше сообщение, я замечаю, как вы пишете о себе. Я сочувствую и грущу от того, как методично вы обесцениваете свою жизнь: «20 лет жизни потрачены впустую», «все мимо». В вашем сообщении всего пять строк, но во мне есть уверенность, что такая критика несправедлива. А еще она точно неэффективна. Давайте попробуем порассуждать вместе?
Бывает так, что, переживая переходные и кризисные состояния, мы начинаем подгонять себя справляться с ними быстрее (выше и сильнее). Разочарование за несбывшиеся ожидания мы оборачиваем против себя — критикуем, требуем, стыдим и виним.
В моменты, когда нам больше всего нужна поддержка и принятие, мы становимся себе самыми суровыми судьями
Когда самообвинения дополняются длительной апатией («ничего уже не хочу»), негативными ожиданиями от мира и мрачным образом будущего («одинокая старость, немощность, смерть в одиночестве в пустой квартире»), можно предположить, что человек находится в депрессивном состоянии. Это повод обратить внимание на себя — например, использовать шкалу депрессии Бека. И просить помощи — у врача-психиатра или невролога. Депрессивное состояние может быть реакцией на какие-то события в жизни человека, гормональные изменения или особенности протекания нейрохимических процессов. В любой из этих ситуацией обращаться к специалисту за помощью — абсолютно нормально.
Я думаю, что старость, немощность и одиночество пугают каждого из нас — вне зависимости от успешности карьеры и наличия детей. Это экзистенциальная данность, перед которой все мы равны. Пожалуй, нет такой страховки, которая позволит нам гарантировать, что ничего подобного с нами не произойдет.
В обществе принято, что люди без детей обязательно острее должны проживать страх одинокой старости и смерти, но на самом деле такой связи нет. Мы рожаем детей для того, чтобы подготовить их к жизни, а не к нашей собственной смерти. Любим их для того, чтобы они передавали любовь дальше — супругам, внукам, другим людям. Иронично, но дети, рожденные ради пресловутого стакана воды, став взрослыми, часто не поддерживают близких отношений с родителями — очень сложно быть близким с тем, для кого ты в первую очередь важная функция, а потом уже все остальное.
Экзистенциальный аналитик Ирвин Ялом считает: единственное, что мы может противопоставить страху смерти, — это прожитая жизнь
Я думаю, что 44 года — это возраст, когда еще много возможностей остается впереди. Возможно, когда у вас получится уравновесить внутреннего критика добрым, поддерживающим адвокатом, решение придет само собой. Дети, карьерные достижения, статус — это жесткие требования, но не они делают нас счастливыми. Подлинную наполненность дает контакт с другим человеком — партнером, другом, сыном или дочерью (приемными или рожденными с помощью вспомогательных репродуктивных технологий и донорских клеток). Если настоящая встреча случилась, не важно, состоим ли мы с этим человеком в кровной родственной связи или нет.
Наполненность жизни может дать не карьерный успех, а дело — то, что мы делаем в соответствии с моральными принципами и нашими потребностями. Вспомните, что вам по-настоящему нравилось делать раньше? Например, когда вы были маленькой девочкой? Возможно, вам всегда хотелось петь, но на это не было времени? Или заняться рисованием и делать скетчи? Волонтерские организации, спортивные групповые тренировки, книжные клубы, походы и сплавы — все, что угодно, чтобы снова поймать ощущение жизни.
Требования успеха и достижений, галочек и звездочек на турнирной таблице — это социальный конструкт, что-то, чего от нас требует общество. Но это не обязательно сделает нас счастливыми. Виктор Франкл, психотерапевт и человек, который пережил три года в концентрационном лагере, был убежден, что смысл невозможно создать искусственно, его можно только найти. Это путешествие не обязательно должно быть тяжелым, оно может стать вдохновляющим — ведь в нем вы лучше познакомитесь с собой.
Чтобы переживать личностную трансформацию и искать ваш собственный рецепт наполненной жизни было легче, обратите внимание на эти книги:
Часть 1
Я вам скажу, что делать, если слова автора статьи не удовлетворили:
1. Работать с хорошим специалистом с чувством одиночества - оно во взрослом возрасте не лечится извне (хотя хочется, чтоб что-то пришёл и спас от него), а только изнутри (чтобы мысли об одиночестве больше не терзали, это возможно, ведь быть одному или чувствовать себя одиноко - это совершенно разные состояния);
Часть 2
2. Опять же со специалистом поработать над тем, чтобы перестать из людей, которые являются живыми субъектами, делать объекты для удовлетворения ваших потребностей. Поверьте, ни один ребёнок не хочет быть рождён, чтобы быть чьим-то смыслом, надеждой, опорой, развлечением и тем более рукой со стаканом воды в старости - это слишком большая и несправедливая ноша.
Часть 3
Все хотят, чтобы их родили лишь затем, чтоб любить, а не тянуть из них любовь, время, смысл и ресурсы.
Хоть вам и будет тяжело это понять и принять, но я открою правду: в здоровой семье любовь передаётся в будущее, от родителей детям, а они её смогут передать своим. А у нас пока ещё дефицитное общество, где дети рождаются, чтобы затыкать смыслы, которые себе не смогли создать родители, и додать родителям любовь, которую те в детстве не получили.
Часть 4
Как проверить, что я права? Задайте подруге вопрос о том, готова ли она всем пожертвовать ради ребёнка, даже если он, скажем, будет сначала не очень здоров, станет орать лет до 7, потом посредственно учиться, в 13 пошлёт её с её мудростью, в 18 откажется продолжать учёбу и уедет очень далеко, а общаться будет только со своими друзьями, а она не дождётся от него даже звонков. Вряд ли в её картину материнства входит такое, а это жизнь... А ей хочется того, кто возьмёт на себя роль её родителя, чтоб избавить её от одиночества и бессмысленности жизни.
Во взрослом возрасте помочь себе и долюбить себя можно лишь самому, это истина.
Говорить можно все.Но... Да,есть разные занятия ,можно найти какое -нибудь дело по душе ,да вот в чем вопрос. Все любимые занятия заканчиваются,наступает вечер.А что в нем? Пустой дом, холодные стены и что дальше ?
Я очень хорошо помню,когда моя подружка, будучи не замужем и без детей ,сказала :" Даже если дети далеко ,ничего страшного. Они есть.Потом,даст Бог, будут внуки. "
После ее слов стало страшно и в оптимизм я уже не верю.
Когда человек приходит домой и он один ,ему нет кому позвонить , ну о чем можно говорить?
Друзья это хорошо ,но у друзей свои дети,внуки,своя семья.
Так что уважаемый психолог, у вас только слова и ни какой реальной помощи.Все это пустое,от слов нет помощи,нет пользы и ничего не меняется.
44 молодой возраст, даже родить можно или взять ребёнка из детского дома, стать опекуном с роте. Если это не подходит, завести собаку или даже две. Собаки приносят радость.
Господи, 44 -ну какая старость! В этом возрасте еще расцвет сил, все при человеке, можно перепробовать столько нового, к чему заранее себя хоронить? И Наталья замужем, не одинока, к чему эти энтимемы об одинокой смерти. Дети не гарантия благополучной старости, они сами могут заболеть, уехать, их жизнь может не сложиться. Кажется, у женщины затяжная депрессия и надо срочно обратиться к специалисту и найти новые интересы в жизни.