5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения

Кадр из фильма «Ненормальный» (2024 год)

Фото

«Кинопоиск»

1. «Ненормальный»

Илья Маланин, 2024 год

Фильм открытия фестиваля «Дух огня» вышел в широкий прокат России 28 марта, и первый отклик зрителей — положительный: средняя оценка на «Кинопоиске» на сегодня составляет достойные 7,8 балла. В фестивальной индустрии картины вроде «Ненормального» и называют «зрительскими»: это те фильмы, которые в программе показов призваны зацепить самый широкий круг, достучаться до всякого, кто обладает толикой эмпатии. Дебютной ленте Ильи Маланина это, очевидно, удается.

8-летний Коля (Елисей Свеженцев) родился с диагнозом «митохондриальная миопатия»: атрофия мышц и хроническая слабость приковали его к инвалидной коляске, а любая травма может запустить стремительную деградацию организма. Мальчик живет с мамой и бабушкой, пока в жизнь этой классической российской семьи не врывается инженер Юрий (Александр Яценко) с идеей Колю «починить» и поставить на ноги. Поможет Юрию в реализации этой идеи невероятная напористость и вера в то, что игра на фортепиано «разбудит» Колину нервную систему и мышцы.

Параллельной линией «10 лет спустя» мы видим повзрослевшего Николая (теперь его играет Илларион Маров) и уже ставшего ему отчимом Юрия на конкурсе пианистов в Китае. Здесь юноше предстоит выступить перед внушительным залом, где каждый сидящий влюблен в Шопена. Николай уже нормально передвигается сам: методы Юрия явно помогли ему в физическом плане. Но психологически — нет.

Герой Иллариона Марова во многом остается «проектом» отчима, а не отдельным, взрослым человеком, способным к какой-либо импровизации

Тема сепарации от Юрия и его почти армейских методов воспитания спасает фильм от излишней слащавости, однако картина все равно остается мелодрамой с предсказуемым финалом. Светлым, трогательным, но неприлично сказочным.

Сам этот финал, это счастливое разрешение конфликтов как будто льет воду на мельницу нездоровых отношений:

  • нормально ли вообще, когда незнакомый мужчина буквально вторгается в жизнь семьи и стремительно устанавливает в ней свои «инженерные» правила?

  • верно ли добиваться успеха ценой колоссального риска для здоровья ребенка, как в эпизоде с участием Коли, только-только поднявшегося из коляски, в дворовом футбольном матче?

  • не оправдывает ли кино насильственные методы воспитания, пусть и из благих побуждений?

На эти вопросы имеет право ответить каждый зритель самостоятельно. И если отнести слово «Ненормальный», вынесенное в заглавие фильма, не только к мальчику Коле, но и к Юрию, то прочтение картины станет более выпуклым. А Александр Яценко добавляет к своей фильмографии еще одну крайне противоречивую роль: его персонаж наверняка одних будет восхищать, а других — раздражать. И тех, и других справедливо.


5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения

Кадр из фильма «Королевство» (2023 год)

Фото

«Кинопоиск»

2. «Королевство»

Татьяна Рахманова, 2023 год

Один из сильнейших фильмов фестиваля «Дух огня». Это история о детдомовцах, которым исполняется по 18 лет и они «выпускаются» на волю. Выпускникам традиционно дарят деньги, и у каждого набирается солидная сумма — которую герои решают прокутить на прощальной вечеринке. Они арендуют целый особняк, закупаются алкоголем и едой, даже вызывают стриптизерш — и в какой-то момент решают, что вовсе не хотят заканчивать кутеж.

Не хотят «на волю», в мир вне детдома, — так богатый дом с бассейном оказывается их крепостью

Снятый в духе «Догмы 95» и ранних картин Ларса фон Триера, с крупными планами и дрожащей камерой, фильм «Королевство» примечателен не только мощной, почти театральной драматургией, но и тем, что большинство актеров — не профессионалы, а те самые детдомовцы, не уверенные, что хотят в реальный большой мир.

Клаустрофобическое ощущение от картины усиливается по мере раскрытия историй каждого: кажется, что создать собственное «королевство» и никуда не уезжать и вправду лучшее решение. Но все мы знаем сюжет про Питера Пэна: отказаться взрослеть — значит, в конечном счете, отказаться жить.


5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения

Кадр из фильма «Угол наклона» (2023 год)

Фото

«Кинопоиск»

3. «Угол наклона»

Анна Далингер и Станислав Фомичев, 2023 год

В богатой московской семье трудится няней и домработницей филиппинка Эля. Она привычно играет с мальчиком Захаром в прятки, водит его в бассейн и в Третьяковку, убирается в просторной квартире и почти не видит хозяйку/мать, беспрестанно занятую на работе. Эля живет в «дне сурка», в котором подлинное удовольствие ей доставляет, пожалуй, лишь прослушивание поэзии в наушниках (в одной из сцен она внимает ни много ни мало «Бесплодной земле» Томаса Стернза Элиота).

Но кино рождается в конфликте, в зоне изменений, и жизнь Эли дает крен, когда она повреждает руку

Простая, не слишком серьезная травма вдруг многое меняет, и прежде всего восприятие жизни самой героиней: она осознает, что бесконечно одинока и замкнута в своем мирке. Даже соседки по квартире, обсуждая вкусную свежеприготовленную еду, не угощают Элю, и та поедает лапшу быстрого приготовления в эдакой социальной изоляции. Что уж говорить о праве попросить выходной — оказывается, хозяйка/мать относилась к героине как к функции, роботу, а не как к живому человеку.

Это очень эстетичное кино, в котором эффектная картинка говорит не меньше, чем реплики героев. Оно затрагивает важную тему — отчуждение между «своими» и «чужими», неспособность наладить коммуникацию даже на бытовом уровне. Если ты «чужак», то независимо от того, знаешь ли ты язык, тебе будет сложнее, чем «своему» — так устроено общество. Можно ли с этим что-то сделать? Ответ останется за пределами экрана, но после просмотра чуткий зритель точно чуть иначе поговорит с продавцом-узбеком или киргизом, водителем такси.


5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения

Кадр из фильма «Куба, Марина» (2023 год)

Фото

«Кинопоиск»

4. «Куба, Марина»

Константин Богославский, 2023 год

Это как «Аритмия», только на стройке. Марина по фамилии Куба работает на строительном объекте — крупном порте. Там же трудится и ее мужчина, отношения с которым переживают бесконечный «тяни-толкай». Рутинные задачи и столь же рутинные пикировки и примирения вдруг прерываются необычной находкой: посланием от пропавшей без вести девушке своему возлюбленному.

Марина бросается искать адресата, а по ходу, как водится, находит саму себя

Режиссер Константин Богославский получил приз «Золотая тайга» от президента фестиваля «Дух огня» Эмира Кустурицы: как отметил сербский мастер, «это действительно очень хорошая картина». Медитативная и небыстрая, эта дебютная лента настолько правдива, что от нее становится не по себе — и волей-неволей приходится переоценивать собственную жизнь.


5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения

Кадр из фильма «Лапин» (2024 год)

Фото

«Кинопоиск»

5. «Лапин»

Влад Краснослободцев, Ася Олешкевич, 2024 год

Фильм, удостоенный награды за лучшую мужскую роль (16-летний Михаил Иванов), выстроен как бодрая и увлекательная история взросления, coming-of-age. Главный герой, школьник Ваня Лапин, переезжает вместе с матерью из Москвы в небольшой приморский городок и идет в новую школу — где его, конечно, не принимают одноклассники. Да и сам молодой человек не сильно старается быть принятым: зачем, если уже в следующем учебном году он переедет к отцу в Канаду?

Проблему с адаптацией в незнакомой среде юный герой решает форрестгамповским способом: приобщается к бегу. Точнее, в подготовку к соревнованиям его затягивает физрук Вадим, в прошлом олимпийский атлет. Участие в городском турнире становится целью, поддерживающей юношу и наделяющей смыслом период ожидания — до Канады-то еще нужно чем-то заниматься?

Лапин, потеряв привычную жизнь столичного школьника, на новом месте поначалу замер — выбрав из классической триады «бей, беги, замри» последний вариант реагирования

Символично, что именно бег пробуждает героя, расталкивает его и заставляет увидеть то ценное, что есть в его жизни здесь и сейчас. Застрять между московским прошлым и канадским будущим можно надолго — и жизнь пролетит незамеченной. Пусть тебе и всего шестнадцать пока.

Дебютная картина молодых режиссеров местами не лишена некоторой искусственности: финал как будто сконструирован из блоков, позаимствованных у не самых великих спортивных драм, и вызывает некоторое недоверие.

Однако шероховатости сценария с лихвой окупает игра Михаила Иванова: если ему удастся сохранить такую непосредственность и легкость, какие присущи сыгранному им Лапиным, юного актера точно ждет большое будущее. Его дебют на экране напоминает появление в кино Ингрид Олеринской в «Неадекватных людях»: и Михаилу, и Ингрид удалось показать раздирающие подростков противоречия, объяснить процесс взросления через разочарование в людях и мире в целом.