Почему люди становятся шопоголиками
Шопоголизм, или по-научному «ониомания», характеризуется в первую очередь непреодолимым желанием постоянно совершать покупки, часто бесполезные. Это не новое явление: первый случай дезадаптивного шопинга зафиксировал в 1915 году немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Он же дал ему название и описал признаки зависимости.
Правда, до 1980-х годов специалисты не обращали особого внимания на ониоманию и никак ее не исследовали
Причина, по которой люди любят совершать покупки, кроется в особенностях человеческой психики. В процессе шопинга в головном мозге происходит выброс дофамина, из-за чего мы чувствуем резкий подъем, энтузиазм и эйфорию. Но со временем эти чувства могут вызывать привыкание и превратить вашу жизнь в хаос.
Поскольку шопинг относится к социально одобряемым занятиям, люди не испытывают никаких опасений –– это снижает порог входа. К тому же шопоголизм сложно диагностировать даже специалисту: признаки довольно субъективны, а грань между обычным и проблемным поведением тонкая.
Почему уровень шопоголизма постоянно растет
В последние десятилетия шопоголизм превратился в глобальную проблему, на которую уже невозможно не обращать внимания. По данным
1. Повышенный уровень стресса во всем мире
Количество информации, которое мы потребляем каждый день, а также скорость, с которой меняется жизнь, неизбежно приводят к стрессовым состояниям. Так, по
Поскольку шопинг –– один из простейших способов отвлечься от реальности и получить положительные эмоции, многие люди по всему миру выбирают именно его для борьбы со стрессом. Россия не исключение. По данным
2. Эпидемия одиночества
В современном мире люди чаще испытывают чувство одиночества. Из-за стремительного темпа жизни и цейтнотов многие из нас реже проводят время с друзьями или семьей, предпочитая онлайн-общение.
3. Упрощение процесса покупок
Чтобы развлечь себя шопингом, достаточно зайти в интернет. Ситуация усугубляется тем, что виртуальные деньги психологически проще тратить. По
4. Развитие маркетплейсов
С развитием маркетплейсов покупать стало не только еще проще, но и гораздо интереснее. По данным опроса, проведенного специалистами «Авито», 88% потребителей заходят на маркетплейсы без всякой цели от скуки и получают удовольствие от скроллинга онлайн-витрин. Для многих людей маркетплейсы стали новыми соцсетями: чтение отзывов и бесконечное изучение товаров затягивают словно в воронку и, конечно же, приводят к импульсивным покупкам.
5. Распродажи
Скидки подливают еще больше масла в огонь. И если раньше за «выгодными» покупками нужно было идти в торговый центр, сегодня достаточно нажать пару кнопок. К тому же во время акций заманчивые предложения буквально преследуют нас, то и дело выскакивая на экранах смартфонов. Баннеры с рекламой скидок вызывают у человека так называемое FOMO –– страх упущенной выгоды, и он мчится скупать все подряд. В
Как распознать зависимость от покупок
Сегодня шопоголизм чаще
1. Вы заходите в магазины и на маркетплейсы не только тогда, когда вам нужно что-то купить
Вы просто смотрите товары и проводите там какое-то время, бездумно листая каталог. Желание зайти на площадку особенно усиливается при стрессе, усталости и апатии.
2. Вы чувствуете прилив адреналина при покупке
У вас есть ощущение, что покупка даст вам какое-то яркое чувство — радость, освобождение, гордость за себя и так далее.
3. В случае, если вы не можете что-то купить, негативные ощущения становятся невыносимыми
Это, например, чувство разочарования, сильной грусти и апатии.
4. Вы часто чувствуете вину после покупки за то, что зря потратили деньги
Ругаете себя за бесполезную трату или сомневаетесь в своем решении.
5. Вы скрываете свои покупки или врете о них своим близким
Вы боитесь столкнуться с осуждением с их стороны.
Как избавиться от шопоголизма
В последние годы проблема освещается все шире и чаще, и не только специалистами. Например, недавно коллектив студии московского графического дизайна UDGF design решил
Если вы столкнулись с шопоголизмом, в первую очередь нужно признать наличие зависимости
Желательно обратититься за помощью к психологу, чтобы вместе с ним выяснить, какие психологические факторы толкают на постоянные покупки именно вас. Это может быть, например:
непрожитая детская травма,
неудовлетворенность настоящим положением дел,
неумение справляться со стрессом и восполнять свой ресурс.
Важно найти корень проблемы и работать напрямую с ним, а параллельно учить психику новым, позитивным способам помогать себе при стрессе. Они не будут разрушать вас, ваши отношения и лишать сбережений.
Как уберечь себя от бездумных покупок во время распродаж
Даже люди, в обычные дни не склонные к шопоголизму, в период скидок могут не выдержать натиска соблазнительных предложений. Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы уберечь себя от бездумных заказов во время распродаж.
1. Почаще напоминайте себе, что в каждой скидке есть лишь доля скидки
Как выяснилось, большая часть скидок на маркетплейсах во время распродаж ––
2. Выключайте уведомления в приложениях, с которых в основном приходит рассылка
Чем меньше вы видите предложений, тем меньше соблазна потратить деньги на что-то ненужное.
3. Ходите в торговые центры с конкретным списком покупок
Если вы будете сосредоточены на своей задаче, то будете меньше подвержены риску сделать незапланированную покупку.
4. Следите за эмоциональным состоянием и уровнем энергии
Мы больше всего склонны уходить в зависимое поведение, когда у нас мало ресурсов и хочется хоть где-то получить положительные эмоции.
5. Ищите новые способы помогать себе
Прогулки, общение с друзьями, творчество, работа с психологом, спорт и хобби. Пусть ваши методы восполнять энергию будут разнообразными.