Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы

Кадр из фильма «Шопоголик» (2009 год)

Фото

«Кинопоиск»

Почему люди становятся шопоголиками

Шопоголизм, или по-научному «ониомания», характеризуется в первую очередь непреодолимым желанием постоянно совершать покупки, часто бесполезные. Это не новое явление: первый случай дезадаптивного шопинга зафиксировал в 1915 году немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Он же дал ему название и описал признаки зависимости.

Правда, до 1980-х годов специалисты не обращали особого внимания на ониоманию и никак ее не исследовали

Причина, по которой люди любят совершать покупки, кроется в особенностях человеческой психики. В процессе шопинга в головном мозге происходит выброс дофамина, из-за чего мы чувствуем резкий подъем, энтузиазм и эйфорию. Но со временем эти чувства могут вызывать привыкание и превратить вашу жизнь в хаос.

Поскольку шопинг относится к социально одобряемым занятиям, люди не испытывают никаких опасений –– это снижает порог входа. К тому же шопоголизм сложно диагностировать даже специалисту: признаки довольно субъективны, а грань между обычным и проблемным поведением тонкая.

Почему уровень шопоголизма постоянно растет

В последние десятилетия шопоголизм превратился в глобальную проблему, на которую уже невозможно не обращать внимания. По данным исследований, от шопоголизма страдает 6-7% населения развитых стран. Это высокий показатель, который продолжает увеличиваться из года в год. Почему так произошло?

1. Повышенный уровень стресса во всем мире

Количество информации, которое мы потребляем каждый день, а также скорость, с которой меняется жизнь, неизбежно приводят к стрессовым состояниям. Так, по данным ВЦИОМ за 2024 год, почти каждый пятый россиянин (19%) часто сталкивается с неприятностями и стрессом. При этом суммарно 90% опрошенных указали, что стресс присутствует в их жизни фоново.

Поскольку шопинг –– один из простейших способов отвлечься от реальности и получить положительные эмоции, многие люди по всему миру выбирают именно его для борьбы со стрессом. Россия не исключение. По данным опроса НИУ ВШЭ, около 25% потребителей пытаются заглушить покупками тревогу и справиться с депрессией.

2. Эпидемия одиночества

В современном мире люди чаще испытывают чувство одиночества. Из-за стремительного темпа жизни и цейтнотов многие из нас реже проводят время с друзьями или семьей, предпочитая онлайн-общение.

3. Упрощение процесса покупок

Чтобы развлечь себя шопингом, достаточно зайти в интернет. Ситуация усугубляется тем, что виртуальные деньги психологически проще тратить. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-торговли в России за девять месяцев 2024 года составил 6,2 триллиона рублей. Это на 43% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В 2019 году немецкие ученые провели исследование среди людей, зависимых от шопинга. Оказалось, 33,6% опрошенных страдают именно от онлайн-зависимости.

4. Развитие маркетплейсов

С развитием маркетплейсов покупать стало не только еще проще, но и гораздо интереснее. По данным опроса, проведенного специалистами «Авито», 88% потребителей заходят на маркетплейсы без всякой цели от скуки и получают удовольствие от скроллинга онлайн-витрин. Для многих людей маркетплейсы стали новыми соцсетями: чтение отзывов и бесконечное изучение товаров затягивают словно в воронку и, конечно же, приводят к импульсивным покупкам.

5. Распродажи

Скидки подливают еще больше масла в огонь. И если раньше за «выгодными» покупками нужно было идти в торговый центр, сегодня достаточно нажать пару кнопок. К тому же во время акций заманчивые предложения буквально преследуют нас, то и дело выскакивая на экранах смартфонов. Баннеры с рекламой скидок вызывают у человека так называемое FOMO –– страх упущенной выгоды, и он мчится скупать все подряд. В 2024 году во время акции «11.11» на Wildberries продажи выросли на 45%, а на Ozon в пиковые дни распродажи клиенты сделали рекордные 24,8 миллиона заказов на 54 миллиарда рублей.

Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы

Кадр из фильма «Шопоголик» (2009 год)

Фото

«Кинопоиск»

Как распознать зависимость от покупок

Сегодня шопоголизм чаще встречается среди женщин (80% случаев). Но это не значит, что мужчин нет в группе риска. Наоборот, в последние годы наблюдается рост числа мужчин с этой проблемой. Особенно уязвимой является возрастная группа от 18 до 35 лет. Поэтому следующие пункты одинаковы важны как для мужчин, так и для женщин. Если у вас есть хотя бы 1-2 признака, это повод задуматься.

1. Вы заходите в магазины и на маркетплейсы не только тогда, когда вам нужно что-то купить

Вы просто смотрите товары и проводите там какое-то время, бездумно листая каталог. Желание зайти на площадку особенно усиливается при стрессе, усталости и апатии.

2. Вы чувствуете прилив адреналина при покупке

У вас есть ощущение, что покупка даст вам какое-то яркое чувство — радость, освобождение, гордость за себя и так далее.

3. В случае, если вы не можете что-то купить, негативные ощущения становятся невыносимыми

Это, например, чувство разочарования, сильной грусти и апатии.

4. Вы часто чувствуете вину после покупки за то, что зря потратили деньги

Ругаете себя за бесполезную трату или сомневаетесь в своем решении.

5. Вы скрываете свои покупки или врете о них своим близким

Вы боитесь столкнуться с осуждением с их стороны.

Как избавиться от шопоголизма

В последние годы проблема освещается все шире и чаще, и не только специалистами. Например, недавно коллектив студии московского графического дизайна UDGF design решил подсветить это явление. Они взяли за основу идеи плакатов советского времени и перепридумали лозунги на злобу дня.

Если вы столкнулись с шопоголизмом, в первую очередь нужно признать наличие зависимости

Желательно обратититься за помощью к психологу, чтобы вместе с ним выяснить, какие психологические факторы толкают на постоянные покупки именно вас. Это может быть, например:

  • непрожитая детская травма,

  • неудовлетворенность настоящим положением дел,

  • неумение справляться со стрессом и восполнять свой ресурс.

Важно найти корень проблемы и работать напрямую с ним, а параллельно учить психику новым, позитивным способам помогать себе при стрессе. Они не будут разрушать вас, ваши отношения и лишать сбережений.

Как уберечь себя от бездумных покупок во время распродаж

Даже люди, в обычные дни не склонные к шопоголизму, в период скидок могут не выдержать натиска соблазнительных предложений. Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы уберечь себя от бездумных заказов во время распродаж.

1. Почаще напоминайте себе, что в каждой скидке есть лишь доля скидки

Как выяснилось, большая часть скидок на маркетплейсах во время распродаж –– фейковая. Люди уже даже не верят предложениям маркетплейсов. По данным опроса Superjob, большинство россиян (74%) считает, что скидки в ноябрьские распродажи — обман покупателей.

2. Выключайте уведомления в приложениях, с которых в основном приходит рассылка

Чем меньше вы видите предложений, тем меньше соблазна потратить деньги на что-то ненужное.

3. Ходите в торговые центры с конкретным списком покупок

Если вы будете сосредоточены на своей задаче, то будете меньше подвержены риску сделать незапланированную покупку.

4. Следите за эмоциональным состоянием и уровнем энергии

Мы больше всего склонны уходить в зависимое поведение, когда у нас мало ресурсов и хочется хоть где-то получить положительные эмоции.

5. Ищите новые способы помогать себе

Прогулки, общение с друзьями, творчество, работа с психологом, спорт и хобби. Пусть ваши методы восполнять энергию будут разнообразными.

Анастасия Ивкина

психолог

Личный сайт