Кому и за что дали «Оскар-2023»?
Фото
Кадр из фильма «Всё везде и сразу»

Главным фаворитом у критиков и букмейкеров считалась картина «Все везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. В течение всего 2022 года она гремела по миру, вызывая бурные отклики благодаря крайне оригинальной форме и абсурдности, не характерной для мейнстримового кино. Вместе с тем эта лента гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд: за фантасмагоричными погонями и сценами вроде разговора двух камней скрывается довольно простая метафора сепарации и сложности построения диалога между поколениями.

Безусловно, не последнюю роль в выборе победителя сыграла и национальность главных героев: американцы китайского происхождения, особенно во всей противоречивости и сложности их социального положения, не так часто становятся персонажами по-настоящему крупных голливудских хитов, а работа актрисы Мишель Йео действительно примечательна. Йео стала первой актрисой азиатского происхождения, выигравшей «Оскар».

В итоге, попав в 11 номинаций, фильм «Все везде и сразу» победил в семи: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий» (Кван и Шайнерт и сценарий написали сами), «Лучшая женская роль» (Мишель Йео), «Лучшая женская роль второго плана» (Джейми Ли Кертис), «Лучшая мужская роль второго плана» (Ке Хюи Кван), «Лучший монтаж».

Главным конкурентом «Все везде и сразу» считался более традиционный по форме, но также не лишенный толики абсурда фильм Мартина МакДоны «Банши Инишерина»: трагикомическая история о размолвке двоих друзей (Брендан Глисон и Колин Фаррелл), тоже, в общем-то, высказывание на тему личных границ и сепарации. Снятый по старой пьесе МакДоны, фильм «Банши Инишерина» получился камерным и в хорошем смысле слова «театральным» — однако зрителям полюбился больше, чем академикам.

Экранизация ремарковского романа «На западном фронте без перемен» (режиссер Эдвард Бергер) в каком-то смысле возвращает «Оскар» к истокам: на одной из самых первых церемоний вручения, в 1930 году, предыдущая адаптация уже получала награду за «Лучший фильм». С тех пор минуло более 90 лет, и, конечно, в техническом смысле две картины по Ремарку просто невозможно поставить рядом.

Кому и за что дали «Оскар-2023»?
Фото
Кадр из фильма «Говорят женщины»

А вот пацифистский месседж картины, к сожалению, сегодня остается столь же острым, как и в первой трети XX века: новая версия «На западном фронте без перемен» не в меньшей степени сосредоточена на уродливой и отвратительной изнанке войны, чем ее предшественник. Там не увидеть никакой героики и никакого пафоса — только грязь, кровь и повальная дегуманизация.

Кстати, своеобразным «сиквелом» этого романа считается другое произведение Эриха-Марии Ремарка — «Возвращение» (иногда переводят как «Обратный путь»), книга, в которой едва ли не впервые в мировой литературе показан послевоенный ПТСР и тяжелый процесс адаптации человека к «нормальной жизни» после фронта. Может, успех фильма подтолкнет Бергера к экранизации и этого романа.

«На западном фронте без перемен» получил премии в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучшая оригинальная музыка к фильму», «Лучшая операторская работа» и «Лучшая работа художника-постановщика».

Также академики отметили психологическую драму «Кит» (Даррен Аронофски), в которой Брендан Фрейзер («Лучшая мужская роль») играет тучного университетского профессора, страдающего РПП и стыдящегося собственной внешности, и фильм «Говорят женщины» (режиссер Сара Полли получила награду за лучший адаптированный сценарий), посвященный сексуальному насилию в замкнутом религиозном сообществе, с четырехкратной лауреаткой «Оскара» Фрэнсис Макдорманд в главной роли. Оба фильма посвящены «телесной» проблематике, отношениям с телом и защите личностных границ — и эта тематика кажется социально значимой в современном мире, что и подчеркивают академики.

Кому и за что дали «Оскар-2023»?
Фото
Кадр из фильма «Пиноккио Гильермо Дель Торо»

Награду за «Лучший анимационный полнометражный фильм» получила картина «Пиноккио Гильермо Дель Торо», за «Лучший документальный полнометражный фильм» — «Навальный». Без наград, вопреки прогнозам многих экспертов, остались не только «Банши Инишерина», но и «Фабельманы» Стивена Спилберга, «Тар» Тодда Филда и даже биографический фильм «Элвис» База Лурмана.

В целом «Оскар-2023» можно назвать одним из наименее скандальных и спорных за последнее десятилетие: статуэтки достались оригинальным по форме фильмам с мощным социальным посланием — а технические награды ушли преимущественно к «зрительскому» кино вроде «Топ Ган: Мэверик» и «Аватар: Путь воды». Культурные различия и сложности интеграции в общество; политическая борьба и давление социума; война и возвращение к мирной жизни — такие темы в тренде, судя по итогам 95-й церемонии.

Все победители «Оскара-2023»

Лучший фильм — «Всё везде и сразу»
Лучший режиссер — Дэниел Кван и Дэниел Шайнерт, «Всё везде и сразу»
Лучшая женская роль — Мишель Йео, «Всё везде и сразу»
Лучшая мужская роль — Брендан Фрейзер, «Кит»
Лучшая женская роль второго плана — Джейми Ли Кертис, «Всё везде и сразу»
Лучшая мужская роль второго плана — Ке Хюи Куан, «Всё везде и сразу»
Лучший адаптированный сценарий — «Говорят женщины»
Лучший оригинальный сценарий — «Всё везде и сразу»
Лучшая работа оператора — Джеймс Френд, «На Западном фронте без перемен»
Лучший дизайн костюмов — «Черная Пантера: Ваканда навеки»
Лучший монтаж — «Всё везде и сразу»
Лучший грим и прически — «Кит»
Лучшая работа художника-постановщика — «На Западном фронте без перемен»
Лучший оригинальный саундтрек — «На Западном фронте без перемен»
Лучшая песня — Naatu Naatu, «RRR»
Лучший звук — «Топ Ган: Мэверик»
Лучшие визуальные эффекты — «Аватар: Путь воды»
Лучший анимационный фильм — «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Лучший документальный фильм — «Навальный»
Лучший международный фильм — «На Западном фронте без перемен», Германия
Лучший короткометражный анимационный фильм — «Мальчик, Крот, Лис и Конь»
Лучший короткометражный игровой фильм — «Прощание по-ирландски»
Лучший короткометражный документальный фильм — «Заклинатели слонов»