«Мама, ты ломаешь меня»: с чего начинается травма детства
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Мама, ты ломаешь меня», — ни один ребенок никогда не скажет этого своей матери, ведь будет любить ее до последнего. Обычно такую фразу говорят уже взрослые дети, из которых черной рукой вычерпали все остатки маленькости. Эта потеря влияет и на здоровье, и на самосознание, и на всю последующую жизнь. Но в какой же момент начинается травма? Почему она так опасна?

Опасность детской травмы заключается в том, что в ребенка буквально вкладывается бомба с часовым механизмом, заведенная на 10, а то и 20 лет вперед. Когда она сработает, неизвестно, но травма детства в разы увеличивает риск развития аутоиммунных заболеваний, онкологии, депрессии и расстройств пищевого поведения в будущем.

А также повышается частота выявления:

  • заболеваний сердца и сосудов;

  • сахарного диабета II типа;

  • рассеянного склероза;

  • синдрома хронической усталости;

  • деменции.

Человек рождается в теле. И оно становится носителем травмы, никогда не забывая свою историю. Переносимый болезненный опыт вносит необратимые коррективы в работу главной защитной системы организма — в систему иммунитета. Ученые и исследователи, обнаружившие эту связь, назвали ее «эмоциональной биографией»: единожды внесенные изменения будут бессознательно и бесконтрольно отыгрываться в виде патологических процессов, нарастающих внутри организма в течение жизни носителя травмы.

При этом я снова и снова прошу не пугаться, ведь само осознание себя и желание выйти из паттерна повреждения уже является той дверью, за которой начнется новая жизнь тела

Оно благодарно, пластично и имеет внутри себя колоссальный ресурс для восстановления. Тело будет слушать новые команды, вы будете думать новые мысли, а в какой-то момент начнете чувствовать новые эмоции и передавать их в семью. Все начинается с малого: с желания «я хочу стать целым».

В этом разделе книги важно напомнить, что травмирующий детский опыт и деструктивное воспитание нельзя путать с время от времени возникающими детскими трудностями, когда ребенок, например, переживает кризис личности, родитель в отчаянии кричит на него, но затем извиняется перед малышом и в целом подобные срывы в семье происходят редко. Травмирующий опыт — это система, ломающая ощущение безопасности у ребенка и формирующая конкретное повреждение его внутренней опоры.

Травма формируется тогда, когда ребенок начинает защищаться в одиночку. Таким образом, защитная реакция в какой-то момент начинает вредить организму. Ребенок, который просто хочет, чтобы его любили, вдруг сталкивается с тем, что мир отвергает его. Когда это происходит впервые? Еще во внутриутробном периоде. Сегодня мы имеем широкий спектр исследований, доказывающих, что психоэмоциональное состояние матери передается ребенку даже в первом триместре внутриутробного периода.

Если говорить простым языком: малыш на физическом уровне проживает все эмоции мамы. Поэтому, когда мы говорим про «мир мамы», мы имеем в виду именно это: физическое и ментальное окружение, формирование внешней среды вокруг нового человека. Так в какую среду попадает малыш? В ту, в которой его ждут, любят и уже заботятся? Или в ту, где его ненавидят заочно, еще даже не познакомившись с ним?

Пренатальный дистресс матери (то есть тревога и длительные депрессивные переживания) увеличивает риск поведенческих и эмоциональных проблем в детстве. Пренатальная и постнатальная связь с матерью, в свою очередь, предсказывает поведенческое функционирование ребенка. В широкое понятие «дистресс» входят не только ситуации перенапряжения, выгорания и стресса, но и последствия подавления эмоций, опять же травмы самой мамы и негативные сценарии, которые она проживает внутри себя каждый день.

И это уже не просто проблема, это выявленная в 2020 году взаимосвязь, которая сегодня подтверждается десятками исследований, причем серьезных

Однако повторюсь, мы не можем исключить стресс полностью, ведь умеренный дистресс необходим ребенку как минимум для того, чтобы развивать некоторую часть эмоционального интеллекта и учиться взаимодействовать с внешним миром. Мы говорим про стресс, который ребенок проживает один, без поддержки, без опоры, без надежды.

Сегодня можно говорить о том, что ребенок — это важный гость в жизни родителя. И не всегда он приходит туда, где его ждут. Или, опираясь на свой практический опыт, скажу так: редко ребенок приходит в семью, где его по-настоящему ждут и будут любить. Это настоящая трагедия, боль каждого из нас, выживших травмированных взрослых. Читая эти строки, мамы могут вспомнить моменты, когда они были расстроены, морально уничтожены, разбиты во время беременности, и могут начать винить себя в болезнях своего ребенка.

Ни в коем случае не нужно этого делать. Максимум, для чего вы можете использовать эту информацию, — для предупреждения, для подготовки к беременности, чтобы здесь и сейчас помочь себе. Вы не могли осознать то, что было скрыто, и не могли услышать об этом раньше. Поэтому прошу каждую маму не винить себя, а направить фокус внимания на конкретные действия, которые можно предпринять сейчас для себя и своего малыша.

Тот психофизический фон, в который попадает зародыш, будет влиять на его психическое и физическое формирование. Чем больше становится плод, тем сильнее влияние среды, тем больше информации может получать его организм и по мере созревания нервной системы генерировать ответные импульсы.

Это начинается так рано, что мы даже не можем себе вообразить

Травма начинается именно здесь. Она пока не оформлена в конкретное повреждение, в конкретную оболочку, из-за этого ее присутствие постоянно держится на фоне. Тревога, раздражение, чувство вины, стыда, гнев, ярость, обида — весь этот коктейль маминых переживаний ощущает и ребенок. Алкоголь, курение, запрещенные препараты, избиение отцом ребенка или кем-то другим, безусловно, в несколько десятков раз усугубляют тяжесть травматизации.

Страшно рождаться в опасный мир. Уже здесь может закладываться та непонятная расфокусированная тревога, которая будет с ранних лет жизни ребенка считаться «особенностью его характера». По моим наблюдениям, именно она встраивается в алгоритм непонятной и несуществующей вегетососудистой дистонии.

Накопление тревоги будет происходить в течение всей беременности, если мама продолжает переживать и волноваться, если никак не может вырваться из замкнутого круга повреждающего ее стресса. Следующий кризис произойдет в постнатальном периоде, и, обратите внимание, я специально разделяю телесный стресс, который ребенок проходит во время естественных родов, и психогенный стресс, получаемый им из внешней неблагополучной среды.

Зачем нужно это разделение? Чтобы четко и явно увидеть, как эффективно тело способно справиться с краткосрочным даже сверхсильным раздражением (прохождение через родовые пути, сжатие, гипоксия, рождение) и даже использовать его, активируя разные системы организма. И насколько тяжело телу справляться с психическим, ментальным, эмоциональным стрессом, который незримо присутствует вокруг. Краткосрочный сверхсильный стресс во время естественных родов прекращается в минуту рождения, начинается период физиологической адаптации к внешней среде, и тело забывает, отпускает его, направляя все ресурсы на рост, развитие и дозревание.

Монотонный фоновый стресс заставляет всю экосистему ребенка перестраиваться под режим «выживания», «ожидания», «бегства», «борьбы» и прочих состояний психической адаптации к нему

Одним из повреждающих травмонесущих событий раннего постродового периода является постродовая депрессия матери, которая может с самых первых дней проявляться девиантным поведением и нейрогуморальной перестройкой, включая изменение работы нейромедиаторов головного мозга.

Скорее всего, эти события не отпечатаются в памяти ребенка, но есть риск, что они станут для него психотравмирующим опытом. Следующие события, следующие травмы могут происходить в кризисные периоды трех и семи лет, когда ребенок проходит этапы естественной сепарации от родителя и находится в состоянии особой уязвимости. А могут случаться спонтанно, когда вдруг один из родителей начинает пить или попадает в аварию и другие непредсказуемые ситуации.

Значительное влияние на ребенка оказывает и внешняя среда, травля в детском саду или школе, психоэмоциональное насилие со стороны учителей, подавление и прессинг. Но, согласитесь, у разных детей разные факторы вызывают разные реакции. Как же нам определить, что является травмирующим детским опытом для конкретного ребенка? Когда начинается его травма?

Еще раз повторим и запомним: травма начинается с момента, когда ребенок остается один. Когда раздражитель слишком силен

Когда ситуация непреодолима и нет никакой опоры. Как правило, опасен не сам стресс, не сама ситуация, а реакция ребенка. Глубокое внутреннее отчаяние, внутренний голос, который истошно кричит внутри тебя, страх, охватывающий изнутри, и ты остаешься с ними один на один. Травма происходит оттого, что ребенок не в силах пережить ее и вся боль в полном объеме запирается внутри его подсознания и тела. Эта травма необратимо свершается в моменте встречи с ней, но дальше разворачиваются два сценария развития событий.

  • Если у ребенка есть хотя бы один «светлый» человек в окружении, который помогает ему, поддерживает и делится с ним заботой, любовью, интересом к его жизни, то у этого ребенка есть шанс вырасти, выйти из травмы и успешно пережить ее, «вытащив» из тела и бессознательного.

  • Если ребенок остается один, он погружается внутрь семейного сценария, и дальнейшие события разворачиваются бесконтрольно.

Однако и это не забирает у него шанс на исцеление. Да, все, травма случилась! Но впереди целая жизнь, наполненная возможностью переоценить самого себя. Ведь любое вмешательство, даже позднее, в собственные внутренние процессы всегда приводит к позитивным изменениям. Именно поэтому родителям важно навести порядок внутри себя, ведь даже простейшее осознание может стать ключом к исцелению целой семьи!

Именно так, через расширение представлений о самом себе, исцеляющийся родитель начинает замечать внутри потенциал мудрости, любви, понимания и терпения. А после вдруг начинают появляться новые резервы и нарабатываются новые навыки, что в корне меняет атмосферу в семье, взаимоотношения между родителями и оказывает прямое позитивное влияние на психосоматические компоненты, причем как у детей, так у взрослых. Дом — это безопасное пространство для каждого, и, работая с травмой, родителю важно осознать: он и есть ДОМ для своего ребенка.

Дети повзрослеют, станут большими и сильными и уедут, но навсегда в их памяти особым местом силы, покоя, заботы и безусловной любви будет место рядом с их родителем. Стать для своего ребенка домом — это одно из высших предназначений родителя.

Упражнение «Дом»

Будем наводить порядок. Однако начнем с вашего собственного ощущения дома, ведь прежде, чем создать дом для ребенка, нужно обрести его самому. Буквально это означает то, что каждому предстоит в какой-то момент создать дом внутри себя. Как правило, это должно происходить естественным путем тогда, когда муж и жена решают стать папой и мамой, но не у всех были возможности осознать себя в том моменте.

Поэтому будем себя выправлять и собирать заново, как мозаику. В целом слово «исцеление» означает «я делаю себя целым» — эту фразу я использую на своем курсе по психосоматике, и она великолепно отображает сам процесс, как мы можем помочь сами себе. Собрать себя заново, отстроить новые стены, заделать крышу, поправить крылечко, покрасить пол.

Метафорично, но явно почувствовать, что если «дом находится внутри меня», значит, «там, где я есть, уже хорошо». А отсюда следует, что можно больше не искать лучшего места, не бороться за чужую любовь и не питать себя иллюзиями.

Я здесь — это уже хорошо. Я есть — это уже хорошо

Я — ДОМ. Повторите несколько раз эту фразу, попробуйте телесно прожить ее, наполните чувствами, запахами, эмоциями, воспоминаниями. Осознайте, что, признавая себя домом, вы сами выбираете, каким он будет, чем вы его наполните, кого пригласите внутрь, а за кем навсегда закроете дверь.

Родителю сейчас важно задать себе вопрос — а что было с моим детством? Какие непрошеные гости до сих пор ходят в грязных ботинках по вашему внутреннему дому? Какие старые, разодранные ковры в нем лежат? Представьте все то, что мучает вас, в виде образов внутри этого дома, и вообразите, что можете это выбросить, отпустить, попрощаться с тем, что больше вам не нужно.

Затем подумайте, чем можно наполнить место, которое освободилось. Например:

  • Д — доверие, доброта,

  • О — открытость, ответственность за свою целостность,

  • М — мягкость, милосердие.

Добавьте слова, важные для вас. И поместите туда вашего внутреннего ребенка. Удобно ли ему там, безопасно? Найдите несколько точек успокоения внутри себя, внутри тела, и зафиксируйте любой отклик, который будет проявляться. Запомните этот момент — при помощи простого психосоматического упражнения вы начали путь восстановления внутренней опоры. Именно так, шаг за шагом, осознанно и скрупулезно можно развить у себя новые навыки, необходимые для достижения внутреннего благополучия, покоя и такой простой, но такой нужной радости. Радости, необходимой человеческому организму. Радости, которая живет внутри ДОМА.

Крик, запугивания, наказания, отстраненность, манипуляции — как действуют деструктивные формы воспитания и чем они опасны? Как возникает детская психосоматика и к каким заболеваниям она может приводить? Как научиться по-настоящему слышать и поддерживать своего ребенка. Книга основана на современных исследованиях в области эпигенетики, нейрофизиологии детей и взрослых, научной психосоматики, собственном многолетнем опыте, историях людей, переживших в детстве болезненный опыт. Автор включила в книгу упражнения и практики, которые помогут родителям исцелиться и обрести целостность, укрепить связь с ребенком, стать для него источником любви и надежной опорой.

Екатерина Тур «Психосоматика детских травм. Как услышать своего ребенка и помочь ему стать здоровым»
Реклама. www.chitai-gorod.ru