Россияне сходят с ума от «Пыяла» группы АИГЕЛ: в чем секрет вирусности песни

Кадр из клипа группы АИГЕЛ «Пыяла»

Фото

YouTube

Что происходит

Саундтреком к сериалу стала песня группы АИГЕЛ «Пыяла» — она исполняется на татарском, но это не помешало ей стать вирусной и покорять музыкальные чарты. Она звучит в каждом эпизоде сериала, под нее происходят самые драматичные сюжетные повороты.

По данным «Коммерсанта», песня в декабре возглавила чарт Shazam — популярного сервиса распознавания музыки. Сейчас этот трек занимает первое место в Яндекс.Музыке, обогнав хиты ANNA ASTI и Басты, и лидирует в топ-чарте ВК Музыки. Недавно в Telegram завирусилось видео, на котором школьники из Тольятти ставят сценки из сериала и некоторые песни, прозвучавшие в сериале.

Песня «Пыяла» даже добралась даже до российского спорта. 25 декабря под нее на Чемпионате России по фигурному катанию выступила Камила Валиева — в 2022 году для своего номера она выбрала другую вирусную песню, хит Леди Гаги «Bloody Mary», прозвучавший в сериале «Уэнсдей».

Как создается вирусный контент?

Екатерина Добронравова, психолог

Первая причина — из области социальной психологии. Мы социально обусловленные существа и всегда стремимся становиться частью чего-то большего. Каждый раз, когда мы видим набирающий в массах тренд, нам хочется к нему приобщиться, потому что в этот момент мы чувствуем себя банально не одинокими. Осознание того, что есть еще какие-то люди, с которыми можно разделить интерес, увлечение, дает нам ощущение глубокой удовлетворенности.

Возникающее чувство сопричастности повышает в крови уровень окситоцина — гормона привязанности, доверия

Это тот самый гормон, который вырабатывается во время обниманий и дает ощущение счастья. То есть, ощущая себя сопричастным к чему-то, человек действительно чувствует себя счастливее.

Вторая причина — из области нейрофизиологии и связана с игрой синапсов. Это психологическая теория, которая лежит в основе очень многих маркетинговых концепций, в том числе создания вирусного контента.

Cинапс — это место контакта либо между двумя нейронами, либо между нейроном и клеткой, получающей сигнал от нейрона. Примерно то же самое происходит, когда мы соединяем увиденную или услышанную в сериале популярную фразу или сцену со своей творческой идеей, создавая новый контент.

Соединяя идеи из разных сфер жизни, человек реализует свой творческий потенциал, что мы и наблюдаем сейчас в коротких видео, мемах и шутках на тему. Делясь своим творчеством, проявляя его миру, мы чувствуем себя более счастливыми и реализованными.

Почему песня стала популярной?

Анастасия Черница, клинический психолог

Саундтреки — не просто фоновое сопровождение сериала. Они мощно воздействуют с точки зрения психологии на человеческие эмоции: могут вызывать напряжение, радость, грусть и создавать общее настроение, которое влияет на восприятие происходящего на экране. Однако хороших сериалов много, почему же именно этой песней сегодня заполнены соцсети?

Песню так часто используют для рилсов и тиктоков, что даже те, кто еще не смотрел сериал, ее узнают

Существует три причины, одна из которых в том, что «Слово пацана» — впечатляющий сериал, который оказался близким нескольким поколениям.

АИГЕЛ выпустили песню «Пыяла» еще в 2020 году, но популярной она стала только с выходом серала. Многие считают, что в сериале романтизируется криминальный образ, кроме этого, он показывает проблемы:

  • бедность в глубинках;

  • стигматизация насилия и виктимблейминг;

  • ПТСР участников боевых действий, последствия чего наблюдали после Афганистана и Чечни.

Чем понятнее проблематика сериала, тем сильнее мы проникаемся и ассоциируем себя с героями. Саундтрек «Содержанок» тоже стал достаточно популярным, однако срез людей, кому понятны душевные терзания богатых и власть имущих и кто ассоциирует себя с ними, сидя в уютном баре на Патриках, куда меньше тех, кто живет в «замкадной» реальности.

Стоит отметить еще две причины, популярности трека.

  1. Песня сопровождала самые эмоционально окрашенные моменты, поэтому у людей сформировалась прочная ассоциативная нейронная связь. События, вызывающие эмоции, запоминаются лучше, чем нейтральные. Они обрабатывается мозгом лучше всех прочих внешних стимулов и дольше остаются в памяти. Когда мозг распознает эмоционально окрашенный стимул, выделяется дофамин, который участвует в процессе запоминания и обработки информации.

  2. Мотив и слова песни очень простые и легко запоминаются. Ученые выяснили, что чем проще песня, тем она быстрее становится хитом.

Как появляются тренды?

Марк Шишлёв, руководитель музыкального лейбла

Популярные события произведения делают популярными то, что с ними связано. Два самых ярких примера в мировом кинематографе:

  • очки Ray-Ban, продажи которых выросли кратно после кинокартин, в которых их носил Том Круз («Человек дождя», «Лучший стрелок»), а также Майкл Джексон на вручении Grammy;

  • Песня «Bang Bang», записанная в 1960-х, но ставшая суперпопулярной после выхода «Убить Билла» Квентина Тарантино.

Существует несколько причин, по которым пытаются повторить что-то узнаваемое из популярных клипов или кино.

Во-первых, это способ выразить любовь. Когда люди видят что-то, что им нравится, они хотят поделиться этим с другими и показать, что они являются частью определенного сообщества. Вирусные эффекты дают такую возможность. Они позволяют почувствовать себя частью чего-то большого.

Во-вторых, попытка повторять что-то узнаваемое — это способ привлекать к себе внимание

Вирусные эффекты работают по принципу цепной реакции, но должны быть актуальными, запоминающимися и зрелищными. В данном случае все атрибуты сходятся:

  1. поведение и отношения героев сериала (актуальность);

  2. драки как само явление, с которым соприкасались многие (впечатления или личный опыт);

  3. в уличных видео могут быть любые события, участники или места (зрелищность, неожиданность).

Екатерина Добронравова
Екатерина Добронравова

психолог

Анастасия Черница
Анастасия Черница

нейропсихолог

Марк Шишлёв
Марк Шишлёв

основатель и руководитель музыкального лейбла Label Cantroll