«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Кадр из фильма «Рапунцель: Запутанная история»

Фото

Кинопоиск

Анализируя различные истории, мы заметили, что в сказочных семьях особым персонажем является мать. И чаще всего именно с хорошей, доброй, любящей матерью случается что-то ужасное. Она либо умирает, либо теряет силы и не может защитить своего ребенка. И на ее месте появляется другая женщина — плохая, злая, коварная, использующая ребенка в своих целях или желающая сжить его со свету.

Одна из сказок, позволяющих познакомиться с этим феноменом, — «Рапунцель». Мы взяли за основу не только оригинальный текст братьев Гримм, но и популярный мультфильм «Рапунцель: Запутанная история», выпущенный студией Уолта Диснея в 2010 г.

Сюжет картины весьма прост. Счастливые и любящие друг друга король и королева ждут первенца. Внезапно королева тяжело заболевает, и спасти ее может только волшебный цветок. Вся страна бросается на его поиски.

Однако его давно облюбовала для своих нужд женщина по имени Готель, которая с помощью цветка продлевает свою молодость

Цветок найден, королева спасена. Женщина благополучно рожает дочь Рапунцель — прелестное дитя с золотистыми волосами. Однако ведьма похищает ребенка, запирает в башне и продолжает использовать волшебные силы Рапунцель, полученные ею от цветка, для того чтобы оставаться молодой и красивой. Девочка вырастает в полной изоляции и считает ведьму своей матерью. Когда в ее жизни появляется мужчина, Рапунцель удается разобраться со всеми странностями в своей жизни, обрести друга и возлюбленного, а также вернуться к своим настоящим родителям.

При анализе мы будем обращать свое внимание на несколько вещей. Во-первых, мы подробно разберем отношения в паре «мать — дочь». Во-вторых, мы проанализируем роль третьего лица в этой диаде.

Роль случайности в жизни человека

В книге «Исторические корни волшебной сказки» Владимир Пропп, рассказывая про структуру сказок, большое внимание уделяет описанию волшебной семьи. Он говорит о том, что понять характер семьи мы можем только после того, как начнут развиваться события повествования. А еще Пропп обращает внимание на то, что обычно в сказках семья живет довольно счастливо. И она могла бы так прожить очень долго, если бы с ней не произошли с виду очень незаметные события, которые вдруг разражаются полной катастрофой.

Действительно, в каждой истории есть маленькое «но». Все было бы хорошо, если бы не пришел торнадо и не снес дом, если бы мальчик не повстречал старуху на базаре и она не превратила его в карлика, если бы жаба не украла девочку у доброй женщины.

В каждой истории «встречаются» две философские категории — случайность и необходимость. Бывает, что дочь остается вдвоем с матерью — реальной или человеком, который ее заменяет. И иногда обстоятельства складываются так, что девочка вырастает адекватным человеком. Но достаточно часто у таких дочерей есть ряд патологий, а также различные формы социальной дезадаптации. Поэтому при анализе этой истории мы будем фокусироваться в основном на необходимых и достаточных условиях для относительно нормального развития ребенка в паре «мать — дочь».

«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Кадр из фильма «Рапунцель: Запутанная история»

Фото

Кинопоиск

Роль изоляции в развитии человека

Возникает вопрос: почему и для чего в сказках вводят мотив изоляции героя от мира? Иногда это просто изоляция, иногда запрет видеть солнечный свет, касаться ногами земли, иногда — запрет видеть кого бы то ни было.

В мультфильме довольно ясно показаны причины заключения Рапунцель: она обладает магией, позволяющей ведьме-матери жить вечно. То есть ее «мать» руководствуется корыстными целями. И хотя в сказочной истории непосредственной опасности для Рапунцель нет, эта опасность существует для Готель. Если она потеряет Рапунцель, например из-за ее замужества, то начнет быстро стариться и умрет. Поэтому женщина придумала скрывающую правду историю, поэтому так высока башня и так хитроумно она запрятана в густом лесу.

Интересно, что в сказке братьев Гримм Рапунцель заключают в башню не сразу: стала Рапунцель самой красивой девочкой на свете. Когда ей исполнилось двенадцать лет, колдунья заперла ее в башню, что находилась в лесу; в той башне не было ни дверей, ни лестницы, только на самом ее верху было маленькое оконце.

Эти строки — прямая отсылка к возрасту, когда девочка становится девушкой

В момент созревания союз девочки с матерью-тюремщицей находится в опасности: ведь дочь может понравиться кому-то или она сама может влюбиться. А значит, пришло время укрепить замки и усилить запоры. Именно поэтому самые сильные бури в семьях, состоящих из матери и дочери, бушуют в подростковом возрасте. Если матери удается сломить сопротивление, дочь практически не имеет шанса выбраться из «башни»: она не заводит семью, не переезжает от матери, не имеет ничего «своего».

Не все отношения между мамой и дочкой так драматичны и проблематичны, но история Рапунцель позволяет нам в выпуклой, гротескной форме выявить самые серьезные проблемы и найти путь для построения «хороших» отношений.

«К черту драму, слушай маму!»

Изоляция ребенка в случае реальной опасности понятна и оправдана. Но почему многие матери удерживают дочь подле себя, когда ребенку ничего не грозит? Мы можем предположить, что в силу разных причин матери выгодно, чтобы дочь оставалась в заключении.

Это может быть связано с тем, что мать боится остаться одна, или с тем, что ребенок родился довольно поздно. Но несмотря на разные обстоятельства, анализ похожих историй говорит об одном: для матери разлука с дочерью равна смерти. Весь мир такой женщины крутится вокруг родительских обязанностей, и уход дочери равносилен утрате своего Я, то есть смерти психологической.

Именно поэтому некоторые мамы прикладывают огромное количество усилий, чтобы удержать дочь около себя: контролируют, с кем ребенок общается, никуда не пускают, читают личные переписки, препятствуют общению с мальчиками. Некоторые психологи метко называют таких матерей термином «матери в большей степени, чем женщины». Но если маленького ребенка легко удерживать в изоляции, то как это возможно со взрослым человеком?

На этот случай есть несколько универсальных приемов и манипуляций, используемых матерями всех времен и народов

Во-первых, они формируют у ребенка чувство вины: «Я отдала всю себя, а ты, неблагодарная…», «Я растила тебя одна, ночей не спала!», «Всю жизнь стараюсь, чтобы ты была счастлива, одета, сыта». Из-за чувства вины многие дочери живут со своими матерями буквально до их смерти, не смея раньше освободиться и начать собственную жизнь. Каждая попытка девушек вырваться на свободу сопровождается возрастающим чувством зависимости и вины, в которых они запутываются все больше.

Во-вторых, они с детства внушают ребенку чувство страха. «Лишь здесь, со мной, цела ты», — говорит «мать» Рапунцель. Показательна в этом плане песенка, которую она поет Рапунцель, заикнувшейся о желании выйти из башни. Под маркой идеи «мама умней» она запугивает Рапунцель:

…Мама умней, слушай свою маму:
Очень страшен мир людей.
Мама умней, я же врать не стану,
Знаю точно: быть беде.
Дикари, бандиты или куст-убийца,
Каннибалы и чума,
Змеи, паразиты, мальчик-людоед,
И — стоп! Что-то стало дурно мне!
Мамочка здесь, мама будет рядом,
Вместе с мамой ты сильней!
К черту драму, слушай маму,
Мама умней…
Мамочка поймет, мамочка утешит,
Безопасно только с ней…
И не стоит прекословить —
Мама умней.

В-третьих, такие матери пытаются вызвать у ребенка стыд: «Никто не будет любить тебя так, как мама», «Только я принимаю тебя со всеми недостатками»

Формирование комплекса неполноценности, исподволь проводимое матерью, позволяет ей легко манипулировать ребенком. Мать может использовать сарказм, издевки, болезненные уколы. Например, «мать» Рапунцель, стоя рядом с ней у зеркала, говорит: «Какая уверенная, сильная и умная красавица… стоит рядом с тобой!» и тут же обращает все это в шутку.

Самое главное — у ребенка стараются подавить даже малейшие признаки бунта и непослушания. Тогда он легко управляем и остается с матерью, соединенный с ней неразрывной «пуповиной» даже в зрелом возрасте. Психоаналитик Франсуаза Кушар называет такое поведение матери захватничеством, проявляющимся, прежде всего, в «присвоении» и «пленении» дочери.

«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Кадр из фильма «Рапунцель: Запутанная история»

Фото

Кинопоиск

Особенности Я присвоенного ребенка

Присвоенный, «захваченный в плен», изолированный ребенок обречен проживать свою жизнь не только рядом, но зачастую вместо захватчика. Мы видим, что Рапунцель ни секунды не сидит на месте: она убирает, приводит в порядок дом, читает, рисует, расчесывает свои волосы… Однако «мать» ее все время упрекает: помолчи, я устала, могла бы быть и попроворнее… Что бы ни делала дочь, этого недостаточно для матушки Готель.

Если такая нездоровая связь с матерью длится слишком долго, она отсекает все остальные отношения — с друзьями, мужчинами. У дочери формируются различные нарушения самости (собственной личности) и сексуальные отклонения.

Как может ребенок в такой ситуации сохранить себя и свое отдельное Я, не потерять цели и желания? Возможность «маневра» при построении собственного Я невелика: можно либо строить идентичность, созвучную материнской, либо совершать контрвыборы и строить свое Я в противовес родительскому. В обоих случаях существует риск формирования ложной самости.

Обычно у дочери не хватает сил и психических ресурсов на то, чтобы «освободиться из плена», так как мамочка в этой ситуации останется травмированной, разочарованной, расстроенной

Поэтому для длительных нездоровых отношений в тандеме «мать — дочь» характерно саморазрушающее поведение последней. Агрессия, необходимая для построения границ и своего собственного Я, у ребенка заблокирована и направляется на самого себя: «Это я во всем виновата!», «Мама уже пожилая, а я так некрасиво с ней поступаю!», «Маму надо беречь, а я пока потерплю».

Иногда ребенок сохраняет возможность развития представлений о себе за счет важных для него других людей: бабушек, друзей, коллег, однокурсников. В анимированной сказке эту роль выполняет ручной хамелеон Паскаль. Он друг девочки, с ним она делится своими секретами. Дети иногда создают таких виртуальных друзей или доверяют свои мысли дневнику. Важно, чтобы у ребенка было пространство для диалога с кем-то, отличным от него самого и матери, — это помогает формировать здоровую идентичность.

«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Кадр из фильма «Рапунцель: Запутанная история»

Фото

Кинопоиск

Мать как образ мира

«Захваченный в плен» ребенок принесен в жертву и заперт в извращенной связи. Возникает вопрос: как такой ребенок воспринимает мир? Для него большинство проявлений внешнего мира — это агрессивные, разрушительные события. Именно так смотрит героиня мультфильма на Флинна Райдера (он же Юджин Фитцхерберт), который является первым человеком, помимо матушки Готель, переступающим порог ее замка.

Рапунцель встречает его… ударом сковороды по голове! Именно так, а не иначе — ведь «мама» рассказывала ей о кровожадных людоедах, разбойниках, в общем, обо всех потенциальных встречах с реальностью, где ее поджидают страдания и смерть.

Для того чтобы построить нормальные отношения с другими людьми, нужно доверие. Конечно, оно не формируется в один миг, должно пройти время, должны быть приложены усилия

Иногда к нам приходят на прием девушки, которых на терапию отправили их матери: «Моя мама беспокоится из-за моего одиночества». Но такие дочери часто скрывают многое от терапевта, относятся к нему с недоверием, а после сессии все в подробностях рассказывают матерям. Как только в работе возникают темы отношений с матерью, последняя блокирует терапию и возвращает дочь «в башню». Получается, что описываемый мамами образ подлого и разрушающего мира принимается дочерями на веру и проецируется на других, в том числе и на терапевта.

Последствия изоляции

Возможно, что ребенок, который рос в изоляции и не имеет отношений с другими, сформирует у себя шизоидную защиту. Родительская черствость, недостаток эмпатии, холодность, отстраненность ведет к тому, что ребенок чувствует себя ничего не значащим, ненавистным, нежеланным. Вспомним, как Рапунцель в анимационном фильме пытается поговорить с «матушкой», которая вообще ее не слушает и лишь досадливо отмахивается от нее. Девочка почти все время одинока и ничего не знает о внешнем мире.

Конечно, и в сказке братьев Гримм, и в мультфильме не показана вся глубина патологии, которая может сформироваться у изолированного ребенка. Но в реальности последствия такой изоляции всегда очень серьезны и зачастую не дают возможности адаптироваться к миру, даже когда «оковы» заключения спадают.