4 стиля коммуникации: как нам понять друг друга

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит» (2013 год

Фото

«Кинопоиск»

Типы

Четыре основных стиля коммуникации редко встречаются в чистом виде. У каждого из нас есть ведущий стиль, но при этом достаточно сильно развит и второй. Иногда встречаются универсалы: они владеют не только своим основным языком, но и умело используют три других, что позволяет им расширять сферы общения и чувствовать себя как рыба в воде в любой обстановке. Такие люди, как правило, успешны в делах и личной жизни.

Взрослые люди часто общаются формально. Мы не рождаемся такими: дети изначально разрешают себе проявлять эмоции, но позднее их учат «сидеть и молчать».

В России формализм в общении более заметен: здесь не принято быть эмоциональными

«Россияне боятся выражать себя. Не так далеко ушли те времена, когда за рассказанный анекдот или излишнюю откровенность можно было исчезнуть вместе со всей семьей. Государства взращивают формальные личности. Формальный человек мыслит и говорит рационально, он избегает эмоционального самовыражения и боится соприкоснуться с эмоциями других», — считает тренер и психотерапевт Марик Хазин.

Каждый из нас бывает в той или иной степени формальным и неформальным, активным и пассивным. Что-то проявляется сильнее, что-то слабее. На пересечениях оси формальности и оси активности и можно выделить четыре стиля коммуникации.

4 стиля коммуникации: как нам понять друг друга
Фото

Psychologies.ru

1. Целенаправленные

Это люди активные и формальные. Для них важно видеть цель, понимать задачи и добиваться результата. Часто это лидеры, руководители, политики. Как правило, они нарциссы: без любви к себе не пробиться наверх

Девиз таких людей: «Собака лает — караван идет»

Если бы целенаправленные реагировали на все нападки в свой адрес, то долго не выдержали бы. За всеми шумными выпадами в свой адрес они обычно видят конечную цель и двигаются к ней, несмотря ни на что.

Одежда

Целенаправленные одеваются формально, строго, но при этом не выглядят скупо. У них будет один аксессуар, но дорогой.

«Однажды я проводил тренинг среди банкиров. 20 мужчин и одна женщина. Все в черных и темно-синих костюмах. У всех, кроме дамы, галстуки. Рубашки — от белых до бледно-голубых, — вспоминает Марик Хазин. — И все в черных туфлях. Я показывал им, как можно по внешности определить стиль коммуникации человека.

У целенаправленного будут ботинки не за 50, а за 5000 долларов

Часы за 200 тысяч — это для них нормально. Они позволят себе ездить на годовалой машине и не менять ее на новую, если только у них есть в данный момент другая, более важная цель — например, купить особняк в престижном районе».

Речь

Обычно такие люди начинают с фразы «Есть минутка?» и тут же приступают к делу. В речи они используют короткие предложения, перебивают, если им начинают говорить длинными и путаными формулировками. Целенаправленные всегда хотят знать причину: если к ним обратиться с просьбой или вопросом, последует встречный — «Зачем это нужно?».

Общение

Целенаправленные терпеть не могут медитацию и долгие процессы. Они ценят движение. Именно поэтому, разговаривая с ними, нужно сразу же выдать короткую формулировку целей и задач. Если вы хотите вывести целенаправленного из себя, начинайте рассказывать ему всю историю от Адама и Евы.

2. Инициаторы

Они тоже активные, но неформальные. У них также есть нарциссические симптомы, как и у целенаправленных. Эти люди должны быть пупом земли. Даже в новых компаниях и незнакомой обстановке они довольно быстро сколотят вокруг себя шумную компанию. Именно благодаря своему умению привлекать внимание они часто становятся генераторами идей, главными вдохновителями.

Одежда

Этим господам ничего не стоит надеть гигантский перстень во всю руку, а то и несколько перстней разного цвета и формы, ботинки за те самые 50 долларов, если они бросаются в глаза, яркий шарф, пестрые брюки или юбку. Если перед нами чистый инициатор, он будет образцом впечатляющей безвкусицы.

Речь

Инициаторов слышно в толпе: они говорят громко, много, взахлеб, обо всем сразу и длинными предложениями, в которых киношно описывают все подробности.

Не успели договорить об одном, а у них уже на языке вторая идея, а в голове третья

И хорошо, когда рядом есть целенаправленный, который эту идею подхватит и выстроит четкий план действий — сам инициатор не способен довести свое озарение до логичного финала.

Общение

Завоевать инициатора просто: достаточно похвалить его «гениальную идею».

3. Эмоционалы

Они, как и инициаторы, относятся к неформальному стилю. Но, в отличие от них, пассивны. Не надо ждать от них идей, но если вы хотите получить порцию разных эмоций — вам сюда.

Для таких людей важны поддержка, принятие и понимание их чувств

В работе они готовы к сотрудничеству, умеют сопереживать, деликатны. Эмоционалы могут создавать дружелюбную и уютную атмосферу в коллективе.

Одежда

Эти люди не из тех, кто будет привлекать к себе внимание, их одежда не будет кричащей, хотя и не без украшательства: рюшечки, бантики, вышивка, орнамент, но лишь для того, чтобы точнее выразить их текущее состояние.

Речь

Они говорят негромко, певуче. Если целенаправленный выражается на языке музыки с помощью стаккато, то эмоциональный — легато.

Общение

Если вы хотите добиться от такого человека результата, похвалите его работу, проявите заботу и внимание — принесите чашечку кофе или подарите цветок или приятную безделушку. И он с готовностью и самоотдачей сделает нужную работу. Но ни в коем случае не повышайте на него голос.

4. Аналитики

Формальный и пассивный стиль. Таково большинство клерков, обслуживающего персонала, сотрудников налоговых органов. Они воспринимают все всерьез и буквально. Не стоит ждать от них идей и активности, но зато это прекрасные и терпеливые исполнители.

Благодаря своей формальности аналитики способны обрабатывать массу данных. Но они склонны закапываться в ней. Часто такие люди настолько увлекаются поисками и анализом, что не укладываются в поставленные сроки. Учитывайте особенность аналитиков нарушать дедлайны и давайте минимум заданий.

Будьте уверены, что они — рано или поздно — сделают все аккуратно и исчерпывающе

Часто это отличные систематизаторы. Они любят собирать коллекции, которые будут разложены, рассортированы и внесены в аккуратный и точный каталог. Им можно смело поручать разобрать стопы документов и другие рутинные, но важные дела. Такие люди предпочитают выстроенный план работы и переживают и сбиваются, если план неожиданно изменен.

Одежда

Одеваются они чаще в серое, незаметное — такое, чтобы слиться с интерьером.

Речь

Их можно узнать по тихому голосу, который вы редко услышите — аналитики не из любителей поболтать. Они охотнее напишут вам по электронной почте, чем расскажут что-то на словах.

Общение

На них тоже нельзя кричать — они впадут в ступор и не смогут даже пошевелиться.

Совместимость

В работе и в личной жизни наиболее успешны те, считает Марик Хазин, кто использует все четыре стиля коммуникации, подстраиваясь под собеседника. И этому можно научиться, если быть внимательным к себе и другим, замечая и принимая свои и чужие особенности.

Работа

Для успешной и эффективной работы в компании должны быть все стили коммуникации.

  • Для генераций идей необходимы инициаторы.

  • Чтобы воплотить в жизнь задуманное, нужны целенаправленные.

  • Чтобы вдохнуть в продукт и проект жизнь, пригодятся эмоционалы.

  • Для рутинной работы незаменимы аналитики.

Личная жизнь

В паре, убежден Марик Хазин, самое трудное — ужиться противоположностям. Но это и самое полезное.

  • Целенаправленный и эмоционал. Первому не хватает эмоций, а второму — умения ставить и достигать целей. Именно в таком союзе возможно развитие.

  • Эмоционал и аналитик. Первый создаст уют и комфорт, а второй возьмет на себя текущие заботы: никто лучше аналитиков не способен читать инструкции к бытовым приборам или выгуливать ежедневно собаку.

  • Целенаправленный и аналитик — скучный формальный брак, где один начнет командовать другим. Но многие браки по расчету, где не требуется чувств, удачно строятся именно на этом.

  • Аналитик и аналитик — не будет яркой жизни, да и секса, возможно, тоже. Хорошее соседство с предсказуемой и стабильной жизнью, без потрясений и катаклизмов.

Марик Хазин

Тренер, психолог, психотерапевт, автор книг

Личный сайт