Эмоциональная компетентность: как понять и принять чувства окружающих
Фото
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Что такое эмоциональная компетентность и почему она важна

Умение распознавать эмоции — свои и других людей, — а также управлять ими получило название эмоциональной компетентности или эмоционального интеллекта (EQ). Впервые этот термин появился в 1920 году в концепции «социального интеллекта» Эдварда Ли Торндайка.

А в конце ХХ века его популяризовал американский психолог Дэниел Гоулман, выпустивший книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». В своем труде Гоулман утверждает, что умение распознавать и контролировать свои эмоции, а также понимать и влиять на эмоции окружающих важнее, чем владение твердыми профессиональными навыками.

Позже Константинос Петридес, профессор психологии и директор-основатель Лондонской психометрической лаборатории, продолжил исследовать эмоциональный интеллект руководителей. Он обнаружил, что лучшими управленцами становятся те люди, которые имеют большую эмоциональную гибкость, корректно выражают собственные чувства и считывают эмоции других людей, а также способны создавать настроение в коллективе.

Такие люди осознанно считывают социальный контекст, в котором они находятся, понимают, какой подход будет наиболее уместен в данный момент, и используют это для достижения своих целей

Эмоциональная компетентность важна не только для руководителей. Человек с развитым EQ умеет отслеживать, в каких ситуациях ему нужна поддержка и помощь, не боится ее просить, разрешает себе быть живым и ранимым.

Такие люди могут выражать эмоции, а не подавлять их, причем делают это экологичным для себя и окружающих способом. А в ситуациях, где они не согласны с мнением другого, умеют принимать чужую позицию и сопереживать эмоциям человека, занявшего ее. 

Как формируется эмоциональный интеллект

Эмоциональные проявления являются очень важной частью человеческих взаимоотношений. Неслучайно именно с ними связан оставшийся у нашего вида инстинкт — непроизвольное поднятие бровей при встрече с приятным человеком. Это движение длиться всего ⅙ секунды, но тем не менее считывается собеседником как доброжелательность.

Но эмоциональная компетентность не является врожденной способностью. Мы учимся распознавать эмоции с детства, и, по словам ученых, помогают в этом зеркальные нейроны. Они становятся причиной того, что мы сопереживаем герою фильма или морщимся, пока кто-то ест лимон.

Однако в работе этой системы есть нюанс: зеркальные нейроны реагируют только на предсказуемые проявления эмоций. Так, если человек взялся за горячий чайник, а потом с силой отдернул руку, сморщил лицо и стал дуть на палец, наш мозг распознает, что он испытывает боль. Но если он начнет смеяться, то наши зеркальные нейроны не будут активны: эта взаимосвязь действия и эмоции нам непонятна.

Именно многократное повторение одних и тех же эмоциональных проявлений у других людей на подсознательном уровне откладывается в нашем мозгу как паттерн поведения

Ребенок учится этому с рождения сначала у матери, потом у ближайшего круга родных и друзей. И чем выше развит эмоциональный интеллект этих людей, чем более предсказуемыми становятся их проявления чувств и реакции на разные события, тем более эмоционально развитым растет ребенок.

Но часто происходит так, что родители сами недостаточно эмоционально компетентны. И в одних и тех же ситуациях их эмоциональные проявления могут быть прямо противоположными. Это приводит к сбою программы, и, вырастая, ребенок либо не сможет адекватно оценивать состояние другого человека, либо будет эмоционально зависеть от других, стараясь распознавать по мельчайшим признакам любое изменение настроения собеседника.

Получается, в современном мире многие из нас имеют свою систему координат проявления эмоций. И когда мы говорим другому человеку: «Поставь себя на мое место»,  мы не можем гарантировать, что он действительно поймет нас.

Внутренний мир другого человека — это достаточно закрытая зона для нас, мы никогда не сможем достоверно почувствовать то, что чувствует он. Но с помощью развития эмоционального интеллекта мы можем сформулировать, какие проявления эмоций видим, и спрогнозировать варианты поведения другого человека.

Эмоциональная компетентность: как понять и принять чувства окружающих
Фото
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Как развить эмоциональную компетентность у взрослых

1. Расширяйте свой эмоциональный словарь

Люди общаются при помощи языка, поэтому для нас очень важно подбирать категории для понятий. Для того чтобы распознать эмоции, им необходимо дать название. Один из простых способов это сделать — разобраться, какие грани эмоций бывают, к примеру, скачать в интернете колесо Плутчика, которое показывает названия широкого диапазона эмоций и помогает понять, как одна перетекает в другую. 

2. Отслеживайте эмоции

Выучить название эмоций недостаточно, важно уметь отслеживать их у себя. Чтобы сделать это привычкой, можно поставить несколько будильников в течение дня и проводить чекап своего эмоционального состояния. В этом помогут следующие вопросы:

  • Какие эмоции я сейчас испытываю?

  • Как они отражаются в моем теле? Есть ли напряжение, зажатость? Не стиснуты ли у меня зубы, не сжаты ли кулаки?

  • Чувствую ли я расслабление, тепло или жар, если да, то где?

  • Как я проявляю эту эмоцию? Даю ли себе возможность ее прожить?

3. Ведите дневник эмоционального состояния

На одну и ту же ситуацию разные люди могут реагировать по-разному. Причем эмоциональный спектр бывает очень широким. Так, например, если маленький ребенок залез на высокую горку, одни родители могут испытывать радость и гордость за его новый навык, другие — страх, что он упадет, а третьи — злость за то, что малыш это сделал без разрешения.

Заведите дневник эмоций и каждый раз после того, как испытываете сильный эмоциональный всплеск, анализируйте эту ситуацию. Что стало причиной этой эмоции? 

  • Какое событие предшествовало этой реакции?

  • Какие мысли возникли по поводу этого события? 

4. Учитесь распознавать эмоции окружающих

Попробуйте при просмотре фильма как можно точнее назвать эмоции героев. Замечайте изменения настроения собеседника. Слушайте, как другие описывают свои чувства, и отмечайте для себя, отличается ли их реакция от вашей.

Развитие эмоциональной компетентности — это процесс, который может продолжаться на протяжении всей нашей жизни. И очень важно, чтобы он проходил осознанно. Для этого требуется лишь немного нашего внимания.

Анна Лебедева
Анна Лебедева

Директор Эриксоновского университета коучинга. Мастер сертифицированный коуч с наивысшей степенью аккредитации MCC ICF