Какие опасности таит законопроект о психологической помощи: мнение 600 психологов
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что не устраивает представителей рынка

По результатам опроса онлайн-сервиса, 43,2% опрошенных ими психологов относятся к текущей редакции законопроекта негативно и считают, что они могут нанести вред их практике. 38,2% не согласны и относятся к пунктам с опасением — спорные моменты их практики не касаются, но они не поддерживают пункты, которые могут навредить практике коллег.

16,3% опрошенных относятся к законопроекту нейтрально — некоторые пункты вызывают у них сомнения, но их практики они не касаются. И 2,3% опрошенных относятся к текущей редакции законопроекта позитивно и не имеют вопросов ни к одному из пунктов.

По опросу онлайн-сервиса «Психодемия», 90% специалистов выступают против пункта, подразумевающего требование о раскрытии конфиденциальных сведений по запросам органов дознания и следствия без решения суда.

По их мнению, это снижает уровень защищенности лиц, обращающихся за помощью, и ухудшает их положение

Более половины (57,2%) выступает против пункта об обязательном наличии высшего психологического образования (специалитета или магистратуры) для возможности вести психологическую практику.

Они считают, что подобные ограничения выведут в «серую» зону высококвалифицированных специалистов, спровоцируют волну коррупции и повысят цены консультаций по рынку, ограничив доступ россиян к качественной психологической помощи.

В опросе приняли участие более 600 психологов из онлайн-сервисов Alter, YouTalk, Zigmund.Online, «Поговорим.online», «Понимаю» и «Новая практика».

«В целом от текущей редакции законопроекта складывается впечатление, что он может создать барьер на вход в профессию и продолжение деятельности для талантливых специалистов в условиях, когда спрос на психологическую помощь все возрастает.

Многие пункты документа не учитывают важных нюансов реальной терапевтической практики и в существующем виде не работают на обеспечение безопасности клиентов, повышение качества и доступности психологической помощи, а, скорее, дадут обратный эффект», — считает Анастасия Черткова, клинический директор онлайн-сервиса подбора психотерапии Alter, психолог.

Суммарно представителей помогающей профессии беспокоят три важных момента, отображенные в законопроекте:

  1. Образование

  2. Конфиденциальность

  3. Этика психолога

Образование

Проблема в том, что на сегодня многие практикующие психотерапевты имеют высшее образование в других сферах, а в профессию пришли, проходя дополнительное обучение.

Условные трехнедельные курсы, естественно, не могут дать полноценное образование и основу для практической работы.

Но сегодня в России можно полноценно отучиться на психотерапевта за несколько лет, пройдя необходимые ступени и стадии обучения как теории, так и практики.Такие переученные специалисты могут быть заинтересованы в постоянном повышении квалификации, потому что пришли в психотерапию осознанно и взрослыми.

Новый законопроект может закрыть таким специалистам возможность работать, и для их клиентов, нуждающихся в помощи, это будет ощутимая потеря

Выпускники психологического факультета, по мнению специалистов онлайн-сервиса, не обладают ни опытом, ни навыками для того, чтобы вести консультацию и брать клиентов в долгосрочную терапию, но их новый законопроект признает профессионалами.

Для психолога-бакалавра с многолетним стажем путь в профессию окажется закрытым. Годными будут считаться лишь магистерские дипломы.

«Понимаем, почему образование, полученное в бюджетных государственных учреждениях, важно для работы в госкомпаниях: государство дает возможность бесплатно закончить бакалавриат, магистратуру или специалитет, и логично применять эти знания на практике на соответствующем месте работы. А вот попытка контролировать сектор частной практики вызывает долю непонимания», — считает Алеся Конева, менеджер операционного отдела сервиса онлайн-консультаций с психологами Zigmund.Online, член Национальной ассоциации EMDR, экзистенциальный психотерапевт.

«Ни один выпускник даже очень хорошего вуза, получив диплом психолога, еще не может консультировать клиентов, поскольку между теорией и практикой — большая пропасть. В российских вузах прекрасно дают теорию, но практики там недостаточно — в рамках базового психологического образования у нас в принципе не обучают методам психотерапии в необходимом объеме. Этот момент крайне важен, однако в настоящем законопроекте он пока не учтен и, безусловно, нуждается в проработке», поясняет Анастасия Черткова.

Конфиденциальность

Новый законопроект подразумевает возможность раскрытия конфиденциальных сведений по запросам органов дознания и следствия без решения суда. Большинство опрошенных специалистов онлайн-сервисов — 90% — выступают против этого пункта. И очевидно, почему.

Сам характер работы психолога подразумевает высокое доверие клиента к специалисту. Только при этом условии человек может чувствовать себя в безопасности, а это необходимо для работы с травмами насилия и другими психологическими проблемами.

Клиент должен чувствовать себя защищенным, и это тоже часть терапии — надежный и доверительный контакт человека с человеком

Поэтому одно из условий договора с психотерапевтом во всем мире — конфиденциальность. Как тайна исповеди в церкви. Сама идея о нарушении этой конфиденциальности разрушает терапевтический процесс и лишает клиента той помощи, которая ему может быть необходима.

Решится ли жертва домашнего насилия, которой и без того трудно сделать первый шаг из критической ситуации, обратиться к эксперту, если не будет уверена в безопасности? Признается ли психологу подросток в своих, зачастую не самых красивых, поступках, если будет знать, что его обращение за помощью может обернуться преследованием? И кому в итоге от этого станет лучше?

Этика психолога

Отдельная тема, вызывающая опасения специалистов, — то, как в законопроекте сформулированы пункты, касающиеся профессиональной этики психолога.

Так, например, в документе есть пункт о Кодексе профессиональной этики. Он устанавливает обязательные для каждого психолога или профессионального объединения правила поведения, оказания психологической помощи, а также основания и порядок привлечения психолога к ответственности.

Как считают опрошенные писхологи, на сегодняшний день в России нет общего для всех психологов этического кодекса — в разных подходах и ассоциациях существуют собственные кодексы профессиональной этики. Им непонятно, будет ли создан общий свод правил, который должны соблюдать все специалисты и кто будет его разрабатывать. 

«Этический кодекс не может быть основанием для привлечения психолога к ответственности, поскольку это противоречит самой идее такого документа.

Кодекс профессиональной этики описывает основные спорные моменты, с которыми специалисты сталкиваются на практике, и носит скорее образовательный и рекомендательный характер, нежели карательный.

В кодексе рассматриваются прецеденты, на которых психологу следует учиться и использовать эти знания в собственной практике.

Зачастую этические дилеммы не имеют однозначно правильного решения

И требуют индивидуального подхода, обсуждения комиссией по этике, которая в зависимости от ситуации и характера нарушения определяет необходимые меры.

На мой взгляд, фраза о том, что кодекс профессиональной этики дает основания и устанавливает порядок привлечения психолога к ответственности, может, напротив, отталкивать специалистов от того чтобы руководствоваться этим документом в работе», — считает клинический директор онлайн-сервиса Alter Анастасия Черткова.

Перед создателями законопроекта стоит действительно непростая задача со множеством переменных. Поэтому важно учитывать мнение профессионального сообщества, практикующих психотерапевтов и учесть интересы как их, так и клиентов.