Насильник из Pure сидит в колонии, а жена травит его жертву: разбираем громкую историю
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Этот смех я не забуду никогда»

Свою историю Валентина рассказала журналистам Wonderzine — карточки с ней медиа выложило в своем телеграм-канале. По словам девушки, с Иваном она познакомилась весной 2023 года в популярном приложении для знакомств Pure. «Он зацепил меня тем, что пригласил на романтический ужин с вином при свечах и обещал приготовить что-то вкусное — в моей жизни, увы, было мало ухаживаний», — объясняет свое решение встретиться с мужчиной Валентина.

Вспоминая события того вечера, девушка говорит о «красных флагах», на которые тогда не обратила внимание — например:

  • мужчина вызвал ей такси, но не предупредил, что оплата будет наличными;

  • его реальная внешность не соответствовала фотографиям в приложении;

  • дома был посторонний человек — «друг Ивана».

Тем не менее Валентина «послала интуицию на фиг» и решила остаться: «Я забила на все красные маячки. Подумала, окей, поужинаем, поговорим, поеду домой». Иван предложил ей выпить вина, она согласилась, и после двух бокалов у нее случился «блэкаут». «Я проснулась голой в его спальне, когда уже было светло. Сказала, что мне пора ехать домой к собакам. Иван ответил: „Сделаешь минет, я кончу, поедешь домой. Я даже такси тебе закажу“», — вспоминает она.

Сначала девушка приняла все за шутку и попыталась встать, но Иван силой заставил ее остаться в кровати

Он склонял ее голову к своему члену и таскал за волосы, а затем потащил в ванную, где помочился ей на голову. «Самый постыдный момент, который я смогла рассказать следствию только спустя несколько дней: он склонял мою голову к анусу и пердел, при этом ржал. Этот смех я не забуду никогда», — говорит Валентина.

Оказавшись дома, девушка пошла спать, а позднее, рассказав о случившемся друзьям, при их поддержке решила обратиться в полицию. Правоохранители задержали Ивана 1 мая: его телефон был проверен — на устройстве нашли видео с изнасилованием Валентины, которые мужчина отправлял своим знакомым. В насилии участвовал и его друг, который в тот вечер был дома — ему удалось избежать наказания, сбежав из-под домашнего ареста. Ивана же приговорили к 6,5 годам колонии общего режима: как и Валентина, сторона обвинения была уверена, что девушке что-то подмешали в вино.

Как отмечает Валентина, у Ивана была жена — об этом факте она узнала случайно во время обыска. Поначалу женщина, которая в тот момент занималась разводом с Иваном, проявила к ней сочувствие, заметив, что «с нормальными мужьями не разводятся». Однако вскоре она сменила свою точку зрения и сейчас активно использует свои соцсети, чтобы затравить Валентину и обвинить ее во лжи.

На сегодняшний день жена насильника сообщает в соцсетях о том, что теперь ждет от него ребенка (пока муж был под домашним арестом, она возобновила с ним отношения). Это может дать основания Ивану для апелляции и сокращения срока.

«Это начало конца ее сервиса»

Случившееся с Валентиной привлекло внимание к внутренней политике приложения для знакомств Pure. Девушка рассказала, что техподдержка сервиса, узнав о произошедшем, заблокировала профиль Ивана, но предоставить следствию переписку отказалась, потому что «не хранит» личные данные пользователей.

Это возмутило соцсети: в Twitter/X появились сразу несколько постов, осуждающих руководство Pure за фактическое бездействие в такой ситуации. Негатив вызвало и поведение основательницы сервиса Ольги Петруниной — та лайкнула в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) комментарий, в котором Валентину осуждали за то, что та решила пойти на свидание в дом к незнакомому мужчине.

«Понятно, что они никак этих людей на этапе регистрации не выявят и доступ им не закроют, но реакция свинская максимально. Пользуйтесь нашим приложением, а если вас коллективно изнасилуют, изобьют и накачают наркотиками — вы самадуравиновата», — отметила обратившая на это внимание @sveclama.

Почему жена встала на сторону мужа-насильника?

Маргарита Спасская, психолог, схема-терапевт

Здесь важно подчеркнуть, что мы ничего не знаем о том, что на самом деле происходит в отношениях пары, о которой идет речь. У нас недостаточно данных, и можно только догадываться, почему супруги развелись, затем снова сошлись, и что побуждает жену вести себя таким образом.

Если рассматривать не конкретно этот случай, а максимально широкую картину и размышлять о том, какие сценарии возможны в принципе, то можно предполагать самые разные варианты. Некоторые из них связаны с психологическими защитами, которые есть у каждого из нас, — просто разные.

Например, в части случаев в подобных обстоятельствах женщине может быть невыносимо думать о человеке, с которым она живет и которого ощущает как безопасного, надежного или неспособного на насилие, как о преступнике, который мог совершить подобное.

Появляется идея: есть женщины, которые ведут себя «правильно» и своим поведением защищены от неприятностей (хотя мы понимаем, что это не так)

Хочется отметить, что эта идея о «правильном» и «неправильном» поведении широко распространена в обществе и формирует соответствующее отношение к ситуациям насилия — а именно, склонность перекладывать ответственность на пострадавшую.

Пожалуй, самая обсуждаемая позиция, которая является частью риторики обвинения тех, кто в этот момент больше всего нуждается в защите, звучит так: «Со мной такого не может случиться. Это может произойти только с теми, кто как-то неправильно себя ведет». Так могут проявляться уже упомянутые психологические защиты — это происходит не с такими, как я, а с другими людьми, которые не соблюдают «правила». Такие защитные механизмы могут проявляться, в том числе, и у пострадавших от насилия — когда они сами начинают винить себя. 

Именно поэтому в ситуациях насилия так важна системная социальная поддержка, которая подразумевает, что соответствующая подготовка и понимание есть у полицейских, работников медучреждений и представителей всех других служб, с которыми пострадавшим приходится взаимодействовать на каждом этапе. 

Небезопасность дома — это очень непростой эмоциональный опыт, который без специальной подготовки сложно оценить

Важно понимать, что в ситуациях домашнего насилия пространство взаимоотношений может быть настолько искажено, что пострадавшим нужно время, иногда длительное, чтобы осознать степень ущерба, причиненного насилием, и восстановиться после него (вспомним, что партнерши, столкнувшиеся с насилием, в том числе физическим, нередко подают, а затем забирают заявления в полицию). Для этого необходима внешняя структура вне рамок семьи, способная обеспечить безопасность пострадавшей стороны и оказать необходимую поддержку.

Маргарита Спасская
Маргарита Спасская

Психолог, схема-терапевт, Alter