«Старость надо уважать» — почему я считаю эту установку абсурдом: мнение читательницы и психолога
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«С возрастом характер не меняется, просто это уже немолодой человек, который по-прежнему с вами не считается»

Алена, 29 лет

«Случай, произошедший cо мной во время прогулки с собакой, снова заставил вспомнить о том, что я поняла еще в юности: старость не заслуживает того, чтобы ее автоматически уважали.

Очень пожилая женщина кричала мне из окна первого этажа, что я не имею право гулять около ее дома, хотя никаких запрещающих знаков там не было. Я не отреагировала. Тогда эта бодрая старушка выскочила и ударила мою собаку ногой. Я инстинктивно оттолкнула обидчицу, которая начала громко кричать, призывая на свою сторону свидетелей. Позже выяснилось, проблема была в том, что в этом месте она рассыпала кошкам еду. Ее выбор оказался — не сказать об этом спокойно, а сразу прибегнуть к насилию. 

Нам почему-то кажется, что пожилые люди — это всегда добрые и рассудительные бабушки/дедушки, у которых многому можно научиться. Правда в том, что с возрастом характер не меняется.

Просто это уже немолодой человек, который ведет себя хамски и не считается с твоими интересами

Моя бабушка по маминой линии была властным и беспардонным человеком. По сути, она была инициатором развода мамы. Когда же мы стали жить с бабушкой, она стала уверять маму уже в том, что та ни на что в жизни не способна, и не удивительно, что не сохранила брак.

Мама, и так раздавленная разводом, плакала. У бабушки же не находилось ни капли сострадания. Напротив, она получила еще одну удобную жертву в моем лице. В детстве часто слышала от нее, что я «точная копия своего отца, меня ждет такая же бессмысленная жизнь». Я бездарна и ни на что не годна. А мать у меня — безвольная тряпка. И только она, бабушка, нас спасает.

Эти издевательства продолжались до моих 18 лет, пока однажды я не поставила ее на место. Сказала, что запрещаю ей оскорблять себя и маму. В ответ — слезы: «Да как ты смеешь? Я пожилой человек, на тебя жизнь положила». 

Вечером, как только мама вернулась с работы, бабушка помчалась к ней жаловаться. Моя мама была уже уставшей от жизни человек, которому внушили, что отныне ее задача — содержать бабушку и быть ей благодарной за спасение. 

Под напором бабушки мама стала требовать, чтобы я извинилась. Я смотрела на маму и понимала: за эти годы она стала абсолютной ее рабой

Бабушка — виртуозный манипулятор. Всегда была, и странно было бы ожидать, что это изменится в старости. Напротив, когда абьюзер чувствует свою слабость, он будет манипулировать вами еще изощреннее. Его уже ничто не остановит. Через год я ушла из дома. Нашла работу и продолжала учебу. Маму убеждала съехать и жить вместе, но нет, она была не готова. Она не могла оставить бабушку и отдала ей свою жизнь как жертвоприношение. 

Так почему психологического насильника я должна уважать только за то, что он постарел? Пожилая женщина, которая ударила мою собаку, это человек, который мог проявить жестокость к более слабому и тридцать, и сорок лет назад. Что меняется с возрастом? Почему мы обязаны ценить кого-то просто за то, что он дожил до определенной даты? Это ведь не спортивная дистанция марафонцев, в которой приз получает самый выносливый участник».

«Нельзя не признавать опыт и знания человека, который прожил дольше. Но в современных реалиях и младший в некоторых областях может быть большим экспертом»

Анна Синицына, гештальт-терапевт 

«Мне кажется важным разделять уважение и отсутствие права на собственное мнение. Как раз этим часто злоупотребляют. Уважение и признание опыта пожилого человека не равно отрицание ошибок с его стороны, отсутствия необходимых знаний и других недостатков.

К сожалению, многие люди старшего поколения и, как следствие, их дети и внуки воспитывались в парадигме черно-белого мышления: либо ты хороший, либо плохой, либо умный, либо глупый, либо уважаешь, либо не уважаешь. В таком мышлении нет промежуточных вариантов и много обобщений: если вы возражаете, значит, не уважаете, не любите, не благодарны. Это помогает выживать в экстремальных условиях, где нет времени разбираться в нюансах. Наши бабушки и дедушки — поколение войны и поствоенного времени, когда надо было любой ценой выжить и восстановить нормальную жизнь.

Такое черно-белое мышление провоцирует воспринимать другого как врага, с которым надо постоянно биться

Этим объясняется реакция соседки героини. Место, которое она считает своей территорией, подвергается «нападению», замечания игнорируют, значит, надо немедленно наступать.

Однако самая эффективная профилактика конфликта как раз уважение. И это не подчинительная позиция «старший априори прав». Скорее, это проявление уважения к его мнению и попытка поинтересоваться мотивацией. После этого ситуация станет более ясной, появятся возможности разрешения конфликта. 

Наша героиня игнорирует первые замечания соседки, тем самым эскалирует конфликт. Возможно, если бы у нее не было такой бабушки, она бы отнеслась к пожилой женщине с большим сочувствие. Ушла бы гулять с собакой в другое место, опять же, не потому что «старших надо уважать», а потому, что соблюдать правила общежития полезно для общества. 

Конечно, нельзя не признавать опыт и знания человека, который прожил больше, чем вы. Но это не означает, что в каких-то областях младший, даже ребенок, не может быть большим экспертом, особенно в реалиях современного мира, где изменения происходят с невероятной скоростью. Когда большинство людей жило в закрытых сообществах и технологии не менялись сотнями лет, тогда, конечно, носителями знаний были люди старшего поколения. Прислушиваться к ним, верить на слово и не возражать было уместно — зачем изобретать колесо?

Но сегодня мы живем в мире, где то, что мы прочитали вчера, сегодня уже устарело, и такое поведение становится не актуальным, а в некоторых ситуациях даже опасным — вспомним совсем недавнюю пандемию коронавируса, которая для всех нас оказалась новым опытом и потребовала качественно иных знаний».

Анна Синицына
Анна Синицына

гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Личный сайт