текст: Ксения Воронина 

«Дотянуть бы до зарплаты»: о самоидентификации
и сумме в кошельке

Ведущие тренингов уверяют, что негативные установки, мешающие нам зарабатывать больше, – это всего лишь «инфекция», подхваченная от неправильного окружения, или результат неграмотного финансового воспитания, а значит, от них легко избавиться. Так ли это? Рассказывает эксперт в области финансов Ксения Воронина.
«Дотянуть бы до зарплаты»: о самоидентификации и сумме в кошельке

В неправильных денежных установках виноваты по большей части не окружение и воспитание, а те факторы, повлиять на которые мы не в силах. В их числе возраст, гендерная и национальная принадлежность и социальная идентичность.

Пол и возраст

Социальный успех мужчины ассоциируется со способностью зарабатывать и обеспечивать семью, так что вполне естественно, что для них деньги обладают повышенной ценностью. Мужчины лучше управляют финансами и больше склонны идти на риск, чтобы их приобрести. Женщины чаще испытывают фрустрацию из-за отсутствия денег и зависть к тем, у кого они есть.

Мужчины проявляют большую дисциплину и самоконтроль в вопросе накопления крупных сумм на важные покупки. Это хорошо согласуется с ролью кормильца и финансовой ответственностью за семью, которых ждут от мужчины. Женщины нередко совершают траты с целью успокоения, своего рода психотерапии – это мешает им копить и создавать значимый капитал.

С возрастом склонность к потреблению постепенно сменяется тягой к накоплению

По статистике, незамужние и бездетные женщины средних лет и старшего возраста склонны чувствовать себя менее защищенными и уверенными и пытаются снимать стресс за счет покупок чаще замужних подруг. Это делает их излюбленной мишенью не только маркетологов, но и банков, предлагающих купить больше, взяв кредит. Склонность к кредитам часто говорит о скрытой потребности чувствовать себя нужным, обратить на себя внимание.

Что касается возраста, по мере взросления склонность к потреблению постепенно сменяется тягой к накоплению. Соответственно, повышается и способность к планированию собственных финансов.

Социальная идентичность

Финансовые установки наемных работников, будь то офисные сотрудники с высокой зарплатой или госслужащие с низким уровнем дохода, во многом схожи. Другое дело – предприниматели: для них деньги куда более значимы. Увеличение прибыли и капитала – один из главных стимулов предпринимательской деятельности. Деньги также обеспечивают безопасность и стабильность бизнеса.

Для предпринимателей финансы – предмет гордости, инструмент влияния и власти. Такие люди в большей степени зависимы от денег, регулярно отслеживают баланс и накопления, предпочитают наличность.

«Дотянуть бы до зарплаты»: о самоидентификации и сумме в кошельке

Национальная принадлежность

Несколько лет назад исследователи задались целью выяснить, насколько денежные убеждения предопределены национальностью, и сравнили установки жителей России и Средней Азии.

Оказалось, руссияне относятся к деньгам не только как к средству, но и как к цели: потребность в самих деньгах перекрывает собой те нужды, для удовлетворения которых изначально требовались финансы. При этом они не склонны копить – их поведение скорее можно назвать расточительным.

Неудивительно, что большинство опрошенных недовольны своим финансовым положением. Для них деньги не только источник положительных эмоций, но «зло», ведущее к ссорам, конфликтам. Желание обладать крупной суммой сосуществует с представлением о том, что деньги «портят людей», делают их завистливыми, жадными, циничными. Это говорит о противоречивом отношении к деньгам, внутренней конфликтности, которая выражается в постоянной тревоге, страхах, опасениях.

В России предпочитают активное накопление (вложить, инвестировать), в Азии – пассивное (сберечь, накопить)

В Средней Азии деньги расцениваются как источник почета: человек благодаря своему трудолюбию и упорству сумел заработать деньги, а значит, достоин уважения. Кроме того, для азиатов деньги – залог уверенности в завтрашнем дне: если у человека есть деньги, значит, он твердо стоит на ногах.

Они в большей степени склонны к накоплению, чем к тратам, при этом, если в России предпочитают активное накопление (вложить, инвестировать), то в Азии – пассивное (сберечь, накопить, оставить на черный день).

«Дотянуть бы до зарплаты»: о самоидентификации и сумме в кошельке

Как быть?

Предположим, что вы женщина, молодая, русская и родились в семье наемных работников. Понятно, что изменить это никак нельзя, но знать о своих особенностях и слабостях – уже наполовину преодолеть их.

Тренируйтесь наблюдать за собой в разных ситуациях, сделайте карту сильных и слабых сторон вашей личности. Вскоре вы научитесь избегать случаев, когда кто-то пытается использовать ваши слабости против вас – например, спровоцировать на лишнюю покупку, после которой вы будете вынуждены оправдываться перед собой с помощью негативных убеждений из серии «деньги – зло» или «богатой мне никогда не стать».

Пока у мозга нет четкой цели и плана действий, он придумывает разнообразные установки для оправдания своего бездействия

Наметьте план конкретных действий: можно начать откладывать каждый месяц определенный процент от зарплаты, освоить инвестиционные инструменты с низкими рисками и начать получать пассивный доход или же накопить определенную сумму – чем конкретнее обозначите цель, тем лучше.

Пока у мозга нет четкой цели и плана действий, он придумывает установки для оправдания своего бездействия. Фокусируйтесь не на страхах и оправданиях, а на задачах, которые нужно решить, и ненужные убеждения начнут постепенно отпадать сами.

Если необходимо, обратитесь за помощью к профессионалам: они проанализируют вашу финансовую ситуацию и выявят неэффективное денежное поведение, а также рассчитают, насколько оно отдаляет вас от целей.

Часто трезвого анализа бывает достаточно, чтобы перестать поддаваться на сиюминутные соблазны и сделать шаг на пути к мечте.

Об авторе

Ксения Воронина

Ксения Воронина – эксперт портала «Финансовое здоровье», финансовый советник, консультант Министерства финансов РФ по финансовой грамотности.

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты