Как вести себя с теми, кто хочет только брать и ничего не отдает взамен

Принято считать, что трудные в общении, агрессивные и корыстные люди — неотъемлемая часть жизни. Неизбежная, как, скажем, дождь или снег. Но такие сотрудники оказывают токсичное влияние на коллектив. Они используют окружающих для достижения собственных целей и в результате создают в команде атмосферу настороженности, страха и даже паранойи.

Хорошая новость в том, что большую часть коллектива составляют «корреляторы» — те, кто стремится к «взаимовыгодному обмену»: в офисах их около 56%. Кроме них встречаются «доноры». Они великодушно поддерживают коллег и предлагают помощь, ничего не требуя взамен. Таких сотрудников примерно 25%.

«Потребителей» всего 19%, но кто-то из них может оказаться в вашей команде, и их негативное воздействие на корпоративную культуру будет в 2-3 раза сильнее позитивного влияния корреляторов и доноров. Один-единственный потребитель в коллективе способен разрушить атмосферу доверия.

Успешные потребители — хорошие притворщики. Они изображают согласие, демонстрируют теплоту, вежливость и дружелюбие

Люди начинают вести себя как потребители, потому что сомневаются в добрых намерениях коллег, становятся подозрительными и никому не доверяют. Но беда в том, что подобное отношение заразно и может поразить всю команду. Даже щедрые доноры прекращают помогать окружающим, если чувствуют, что работают среди «волков». Никто не хочет, чтобы его постоянно использовали.

При поиске сотрудников вы тратите много времени на выбор правильных людей, но намного важнее научиться вовремя избавляться от людей неправильных, прежде чем они нанесут серьезный вред компании.

При этом потребителей не так просто распознать: они умело делают вид, что действуют из лучших побуждений. Успешные потребители — хорошие притворщики. Они изображают согласие, демонстрируют теплоту, вежливость и дружелюбие. Когда они пытаются обманом добиться целей, мы даже можем принять их за доноров.

Как вести себя с теми, кто хочет только брать и ничего не отдает взамен

Вот несколько стратегий, которые помогут справиться с токсичным отношением потребителей, прежде чем идти на крайние меры и увольнять их.

1. Ищите положительные моменты. Люди редко бывают стопроцентными потребителями. Возможно, их потребительское отношение распространяется только на работу: когда-то давно они решили, что только так можно победить в конкурентной борьбе.

Понаблюдайте за ними. В каких ситуациях они менее эгоистичны и готовы делиться? Коллега увлеченно рассказывает о компьютерах? Наверняка он не откажется помочь разобраться в новой программе или подключить принтер.

2. Намекните сотруднику о том, что у него репутация потребителя. Возможно, это заставит коллегу пересмотреть свое поведение. Если вы начальник, можно открыто поговорить с ним о его токсичном поведении и отвести время на изменения.

3. Будьте объективны. Не стоит поощрять эгоистичное поведение, но и ожидать от всех коллег бескорыстия тоже не нужно. Корреляторы тоже могут быть невыносимыми, требуя немедленной «расплаты» за свои услуги, информацию или помощь. И даже доноры далеко не идеальны: нередко они считают свое поведение единственно верным и хотят, чтобы все вокруг соответствовали их высоким стандартам. Это делает их слишком жесткими и критичными.

Да, идеальных сотрудников не бывает. Но сильный лидер способен сплотить команду, состоящую из самых разных людей.


Об авторе: Адам Грант — профессор Уортонской бизнес-школы, автор бестселлера «Отдавай и бери».