Илья Суслов
Специализируется на детско-родительских отношениях, динамике супружеских отношений и семейной конфликтологи, вопросах воспитания детей, зависимого поведения, самореализации, поиске призвания и реализации человеком личностного потенциала.

У моего любимого ушастика был асцит. Боролись с болезнью больше года, но ему становилось все хуже и хуже. Приняли решение об усыплении — просто невыносимо было смотреть на его страдания. Теперь не могу простить себя за это. Я даже не смогла с ним пойти в последние его минуты, так как со мной случилась истерика.

Мучает вина, что слишком рано это сделала. Что предала, не смогла вылечить. Не смогла быть рядом. Ветеринар сказал, что он был спокоен, понял, что его отпустили. Как жить дальше без него, как пережить потерю…

Анна, 40 лет

Анна, некоторые люди воспринимают любимого питомца как человека, потому что иногда он является самым близким существом. Его утрата переживается так же сильно, как потеря близкого. Вы сейчас проживаете третью стадию горевания со злостью и виной, которые на эмоциях обычно иррациональны:

  • обвиняют самого умершего, что довел себя до такого состояния; 

  • себя, близких, врачей, что не сделали вовремя все, что смогли; 

  • мэра, президента и прочих власть имущих, что не обеспечили все необходимое для спасения; 

  • Господа Бога, что допустил подобное, не спас; 

  • злятся, что не произошло чуда, везения, исключения.

Это нормальный процесс — испытывать подобное. В норме он длится несколько месяцев, а весь цикл горевания — около года. Главное, не застрять на этой стадии надолго и перейти на следующую, на которой происходит непосредственно само проживание горя с воспоминаниями, благодарностью и умилением.

Избавиться от чувства вины очень помогает принцип: «Я сделала все, что могла». И к вашему случаю, на мой взгляд, он как раз более чем применим. Вы написали, что лечили своего ушастика более года, наверняка перепробовав много разных методов, чтоб его вылечить. И решение об усыплении, скорее всего, принимали долго, все взвесив, наблюдая за его мучениями при ухудшающемся состоянии.

Единственное, что, наверное, реально сложно принять, так это истерику, из-за которой вы не смогли быть с ним рядом в последние минуты. Это была бессознательная реакция организма — сработала лимбическая система мозга, которая регулирует поведение с помощью гормонов.

Человек в подобных ситуациях бессилен что-либо сделать, так как воля отключена

И это действительно сложно — присутствовать на процедуре, которую вы сами одобрили как самый наилучший выстраданный вариант на тот момент. Многие поступают так же. Так что не стоит себя винить и корить за проявленную слабость — это было за пределами ваших возможностей. Рекомендую пересмотреть фильм «Собачья жизнь», в котором в том числе хорошо показаны переживания хозяев в подобной ситуации, как ваша.

В то же время жизнь продолжается. Важно вернуться в строй, для чего нужно прожить свою злость и вину, а также боль и радость. Дать волю своим чувствам и эмоциям, постараться их осмыслить и прийти к выводу, что все уже произошло, изменить прошлое нельзя, а можно изменить только свое отношение сегодня. 

То есть прийти к принятию произошедшего и от злости и вины перейти на следующую стадию горевания, где можно повспоминать приятные моменты и состояния, попересматривать фото и видео, поблагодарить своего четвероного друга за все хорошее, что было с ним связано, разделив это с близкими. Если не получится справиться с чувством вины самой, то лучше прийти к нам, психологам, мы поможем.