Екатерина Лакизо
Психолог, КПТ-ориентированный консультант, кандидат философских наук
Личный сайт

Все хорошо. Муж, ребенок, своя квартира, машина. Мы с супругом хорошо зарабатываем, сын здоров. Но я чувствую, что не могу радоваться жизни, наслаждаться моментом, просто расслабляться и по-настоящему отдыхать, например, как сейчас в отпуске. Мне кажется, я должна делать что-то полезное, нельзя просто сидеть, нужно что-то предпринимать: заработать на квартиру побольше, найти еще какие-то проблемы и начать размышлять, как их решить. Будто я живу, только когда хмурая и дерганая. Это невроз?

На работе трудностей нет, скорее я сама их себе создаю своим гиперответственным подходом. Пыталась добавить в свою жизнь больше творчества, которого, как мне кажется, мне не хватает, но настроения играть на гитаре, петь, танцевать нет.

Единственное — могу с головой уйти в книгу. Но это похоже на бегство… В чем может быть дело? Помогите, пожалуйста. Хочу выйти из дефицита в изобилие, быть более оптимистичной, спокойной, смеяться, искренне играть с ребенком. У меня есть для этого все: и силы, и время, и возможности.

Кристина, 30 лет

Добрый день, Кристина! Примите мое восхищение — вы очень много о себе знаете. Текст вашего сообщения говорит о том, что вы осознаете ситуацию и довольно точно называете то, что с вами происходит. Постараюсь дополнить ваше видение своими предположениями.

Мне кажется, что сложно позволить себе спонтанность, игру и творчество, если ваш внутренний критик говорит, что вы «должны делать что-то полезное», а «просто сидеть нельзя». Вот только для того, чтобы хорошо и эффективно работать, нужно отдыхать и восстанавливать силы. Не только спать и есть, а еще играть на гитаре, петь и танцевать. Я сочувствую тому, что сейчас получать от этих процессов удовольствие вам сложно, но в то же время меня греет мысль, что эти активности приходят вам в голову — значит, вы на правильном пути!

В схематерапии мы объясняем это так: когда внутренний критик требует высоких результатов, нашей детской части может быть по-настоящему страшно и тревожно. Чтобы защитить себя, мы включаем режим совладания — будто раскрываем зонтик и закрываем себя им от колких нападок.

Например, начинаем очень ответственно относиться к работе (гиперкомпенсация) или уходить с головой в книгу (избегание)

Что еще можно сделать? Попробуйте задать себе вопрос: зачем мне такие высокие требования, почему важно держать такой темп? Возможно, ваш внутренний критик так хочет о вас позаботиться, но пока не умеет делать это тактично и в безопасных количествах. Здорово, что вы взрослый и адекватный человек, который может поблагодарить его за заботу и подвергнуть его сообщения конструктивной критике. Точно ли нужна квартира побольше, или вам вполне комфортно жить в этой? Кому навредит, если вы отдохнете в семейном кругу и с удовольствием поиграете на гитаре? Нужно ли столько ответственности, или можно немного отпустить вожжи? Есть вероятность, что ничего страшного не случится.

Если вас настораживает снижение настроения, пройдите тест на депрессию — это отличный инструмент для самонаблюдения. Он поможет вам понять, испытываете ли вы подавленность регулярно и стоит ли обратиться за помощью к специалисту — психологу или психиатру. Или, напротив, развеет ваши сомнения. 

Еще один хороший вопрос, который стоит себе задать: не является ли стремление испытывать счастье и наслаждаться моментом еще одним требованием критика? Если так, радоваться под давлением может быть непросто. Будьте бережнее к себе!