Ирина Белоусова
Практика консультирования - более 12 лет. Опыт клинической работы – более 7 лет. Методы: динамическая краткосрочная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, системная семейная терапия, сексология, executive коучинг, психоаналитическое бизнес-консультир

У ребенка на фоне поступления в первый класс появилось странное дыхание. Когда он напряжен, резко с шумом вдыхает воздух ртом, как рыба. Ночью спит без этих вдохов. Стали замечать уже все: и дети, и учителя. Что это может быть? К кому нам стоит обратиться?

Оксана, 58 лет

Оксана, эти симптомы указывают на так называемый дыхательный невроз. А то, что вы описываете, очень похоже на психогенную одышку. Особенно если соматические доктора не находят ничего по своей части (но показаться им все-таки стоит).

Одышка, да еще и психогенная, — звучит неприятно. Давайте поподробнее разберемся, что это такое. Сама по себе одышка — это нарушение частоты, ритма и характера дыхания. Различают патологический и нервный тип. Здесь важно понимать разницу и то, как действовать при каждом из вариантов.

Патологическая одышка говорит о серьезных нарушениях в работе внутренних органов. Психогенная или нервная одышка — о психических и нервных расстройствах.

Давайте разбираться с причинами, ведь, как мы знаем, ничто не появляется просто так, особенно если речь идет о невротических симптомах у ребенка. Дети — семейное «зеркало».

Как я уже сказала, нервная одышка появляется на фоне психических или нервных расстройств, на фоне серьезного стресса. Иногда такая реакция ребенка, вернее, его организма, может быть спровоцирована неким внутриличностным конфликтом. Не таким, который разворачивается между двумя разными людьми, а тем, что происходит внутри детской психики.

Скорее всего, в основе такого конфликта — невозможность выполнить родительские требования или ожидания. Даже если они не высказаны вслух, они считываются без слов. Ребенок чувствует, что должен нечто исполнить, а ресурсов на это исполнение у него не хватает. Он бы и рад принять задуманную родителями форму, допрыгнуть до поставленной ими планки, — просто из лояльности и любви к ним. Но не справляется.

У него симптом, и придется принять его переживания во внимание, если хотите помочь малышу

Раньше это называли неврастеническим конфликтом. Один такой малыш рассказал мне однажды: «Когда засыпаю, я думаю, как мне еще пятерок получить, чтобы тройку закрыть и в четверти пять была… И в музыкалке экзамен, а у меня не выходит…» Он так несвязно переживал невозможность сделать все в лучшем виде, у него даже слез не было. Было ощущение, что ребенок просто осознает свой «долг», но не знает, как его выполнить.

Внутренний конфликт также возникает, если ребенок не может сохранить «лицо семьи» в обществе — например, в школе. Такое часто встречается, когда у семьи завышена самооценка (так бывает!), а социум это не подкрепляет, ведь в школе (где сын или дочка — «представители» своей семьи) все равны. И тогда у ребенка формируется ощущение, что он не может исполнить какой-то семейный долг. Потому что слишком велика разница между информацией, получаемой им из семьи, и той, что идет из школы.

Очень похоже, что какие-то требования и ситуации сейчас слишком жесткие для вашего ребенка. У него не хватает эмоциональных сил преодолеть происходящее и свести желаемое с реальностью. От этого не отмахнуться, даже если вам не хочется верить, что ему тяжело, и вы сами оцениваете ситуацию как нормальную и несложную.

У него выработался симптом, и придется принять его переживания во внимание, если хотите помочь малышу. Стоит разобраться, в чем именно ребенок испытывает трудности, где и когда ему тревожно. Возможно, он даже не понимает, что чувство, которое он испытывает, — это тревога. Тогда расскажите ему об этом. Ваша задача — поддержать и помочь, успокоить.

Начните смотреть на него, отказавшись от «фильтра» из собственных ожиданий, желаний и представлений, как должно быть

Детям очень важно чувствовать, что их примут такими, какие они есть. И помогут вырасти. Защитят, дадут опору, теплое внимание, помощь и участие.

Обратите внимание: ночью ребенок спит без каких-либо проблем и симптомов дыхательного невроза. И это очень показательно, ведь именно в это время суток он как бы огорожен от всех возложенных на него задач. От него ничего не требуют и не ждут, он расслабляется и спокойно дышит. Именно ночью у него появляется время на то, чтобы по-настоящему отдохнуть.

Будьте уверены: в ваших силах помочь мальчику. Что делать? Начните смотреть на него, отказавшись от «фильтра» собственных ожиданий, желаний и представлений о том, как должно быть. Тогда у ребенка появится благоприятный психологический фон, и ему станет легче. Это не значит, что надо попустительствовать его промахам. Важно транслировать ему принятие и поддержку вместе со стимуляцией к успехам. И того и другого должно быть поровну.

Помимо этого стоит обратить внимание на режим и распорядок дня ребенка: ему нужно достаточное количество сна и активностей в течение дня. Помогут и дыхательная гимнастика, снижающая частоту дыхания, и теплые ароматизированные ванны, оказывающие расслабляющий эффект. Однако не стоит забывать о посещении врача.

Конечно, нередко такая одышка проходит «сама собой», но уповать на это не стоит. Намного лучше совмещать походы к врачу с комплексным подходом к исправлению ситуации дома. Не сомневаюсь, у вас и вашего ребенка все получится! Желаю вам здоровья и понимания с обеих сторон.