«Мы теряем иллюзию всемогущества»
Наталья Кигай, психоаналитик
«Благополучная жизнь дает основания надеяться, что в наших силах ее контролировать. Она позволяет не думать о том, что она конечна, а мы смертны. Но в тот момент, когда реальность «вламывается» в наше существование — даже если это отражается только на нашей зарплате, — мы ощущаем, как земля уходит из-под ног.
В этот момент рушатся глубинные (нарциссические) фантазии о собственном всемогуществе и бессмертии. Охваченные паникой, мы чувствуем, что не в силах повлиять ни на что вокруг…
Реальность может ранить — признавая этот факт, мы способны принимать жизнь во всем ее многообразии. В том числе полнее переживать и ценить ее радостные моменты».
«Мы путаем понятия «цена» и «ценность»
Маргарита Жамкочьян, социальный психолог, психотерапевт
«Когда в обществе отсутствуют внятные общепринятые ценности, на первый план выходит цена. Эти понятия смешиваются: нам кажется, что денежная стоимость определяет нас самих, олицетворяет то, чего мы добились и на что можем рассчитывать.
Когда доходы растут, наша ценность вроде бы увеличивается. А сокращение доходов воспринимается очень болезненно: как будто и мы сами уже ничего не стоим.
Задайте себе вопрос: «Разве я — это деньги?» Ответ поможет отделить цену от ценности и осознать, насколько это разные вещи».
«Нас возмущает нарушение наших личных границ»
Нифонт Долгополов, гештальт-терапевт
«Даже не самые трагичные для нас потери мы воспринимаем как нарушение личных границ: чувствуем себя несправедливо обиженными, злимся на тех, кто, как нам кажется, нас задел, обокрал, унизил.
Но поиски врага — людей или обстоятельств, виновных в том, что жизнь меняется, мешают осознать меру собственной ответственности за происходящее.
Мы не учли непредвиденные издержки в бизнесе? Нам недостает профессионализма? Разобраться стоит именно с этим — и взять на себя ответственность за то, что с нами будет завтра».