2007-й вернули: почему ностальгия заняла такое прочное место в массовой культуре
Фото

Кадр из фильма «Дрянные девчонки» (2004)

Что такое «ностальгия»

Для того чтобы понять, чем вызвана такая тенденция в нашей культуре, выясним, что такое ностальгия и почему он возникает.

«Ностальгия — это сложное искаженное состояние воспоминаний и эмоций, которое всегда было интересным объектом для исследования в психологии, — говорит психолог Анна Тэжик. — С психологической точки зрения ностальгия — эмоциональное состояние, характеризующееся тоской и приятными воспоминаниями о прошлом. Люди часто испытывают это чувство, когда вспоминают позитивные моменты из своей жизни, пережитые эмоции, сохранившиеся в памяти в течение долгого времени».

Почему мы ностальгируем?

Один из ключевых факторов, порождающий в нас чувство ностальгии, — изменчивость времени. Воспоминания о прошлых событиях и опыте могут быть одновременно приятными и грустными, так как они напоминают нам о том, что уже прошло и никогда не вернется. Эти эмоции могут приводить к желанию вернуться в период, когда все казалось более простым и беззаботным.

Ностальгия в массовой культуре стала особенно заметна в последние годы. И у нас есть достаточно объяснений для этого явления. Современная жизнь стала более напряженной, и многие люди стремятся вернуться к периоду, когда все было легко и предсказуемо.

Времена перемен, неопределенность и быстрый поток информации порождают у людей потребность в стабильности и утешении, которые они находят в ностальгии. Кроме того, доступ к технологиям позволяет нам легко погрузиться в прошлое. Это в свою очередь оказывает влияние и на молодое поколение. 

Ностальгия у молодежи

Если с ностальгией как с желанием людей вернуться в определенные моменты в их прошлом все понятно, то чем объяснить тренд на 90-е и нулевые у молодых людей, которые то время либо вообще не застали, либо были в неосознанном возрасте? 

По мнению Анны Тэжик, существует несколько объяснений этому феномену: 

  1. Новые технологии и социальные сети позволяют легко получать информацию о прошлом и взаимодействовать с ним. Интернет и стриминговые платформы делают классическую музыку, фильмы и моду доступными для широкого круга аудитории, в том числе молодежи. Кроме того, добавление ретро-элементов в одежду и музыку отражает стремление молодежи к отличающимся от современности стилям и символам. Например, не так давно было модным делать совместные треки. Рэп- и поп-исполнители современности записывали новые хиты с такими певцами, как Филипп Киркоров и Николай Басков, а песни Аллы Пугачевой времен СССР переложили на электронную музыку. Творчество прошлого века получило «вторую жизнь». 

  2. Музыка, мода и кино также стимулируют ностальгические эмоции. Например, музыкальные группы и фильмы, популярные в те годы, стали иконическими символами этого периода. Они вызывают у молодежи желание ощутить атмосферу той эпохи, несмотря на то, что они сами не были прямыми свидетелями 90-х.

Ностальгия в мире моды

Пожалуй, неотъемлемая часть стиля 90-х годов — яркие неоновые леггинсы. Их надевали по любому поводу и в любую погоду, но с началом нового века отложили на дальнюю полку. Но в последние сезоны Dior и Chanel возвращают в моду этот элемент гардероба. Аналогичная ситуация с джинсами на низкой посадке и кроп-топами из нулевых. Почему так происходит?

«Как известно, мода циклична и очень часто меняется. Современные темпы жизни требуют все больше „быстрых“ идей, но, к сожалению, мы не способны генерировать их в таком количестве, — говорит Анна Тэжик. — Поэтому очень часто модельеры в поисках новых концепций обращаются к своей молодости и детству, черпая оттуда вдохновение». 

Ностальгия также может преследовать и коммерческие цели. Многие рекламодатели и маркетологи используют элементы прошлого, чтобы вызвать эмоциональную связь с потребителями и создать положительные ассоциации с определенными продуктами или брендами. 

Ремейки в киноиндустрии 

Вероятно, преследуя ту же собственную выгоду, к старым сюжетам обращаются и режиссеры. Так, в кинотеатрах вышли новая «Матрица», «Человек-паук» и «Дюна», а стриминговые платформы предлагают посмотреть продолжения культовых сериалов. И стоит отметить, что последнее зрители делают охотно. «Друзья: воссоединение» побил рекорд по количеству просмотров за первую неделю проката, а новые серии «Секса в большом городе» под названием «И просто так» оказались самым популярным проектом за всю историю сервиса HBO.

Отдельным направлением стали телесериалы, помещающие в определенную эпоху. Например, стильные 60-е в сериале «Оттепель», «Восьмидесятые» с духом скорых перемен и лихие 90-е в сериале «Мир.Дружба.Жвачка».

«В киноремейках, конечно же, есть и психологический расчет, ведь к фильмам и сериалам с уже знакомыми героями и сюжетами зрители испытывают больше доверия. В конце концов, не стоит исключать фактор любопытства: нам интересно посмотреть, что изменилось в новой версии, сравнить с предыдущей, — считает Анна психолог. — Особенно это касается мультфильмов, ведь детские воспоминания всегда сильнее и ярче. Возьмем, например, недавний ремейк „Чебурашки“. Любимый мультик детства миллионов сделали с использованием современных технологий и преподнесли детям. Чудной зверек, глубокий посыл и новая подача материала сделали свое дело — фильм побил рекорды кассовых сборов».

Ностальгия в культуре — хорошо или плохо?

На первый взгляд, возвращение в прошлое мешает культуре развиваться: деятели искусства перестают придумывать новые формы и сюжеты. Но с другой стороны, обращаясь к своей истории, мы начинаем лучше ее понимать. А так как прошлое лежит в основе настоящего, мы лучше понимаем себя и современный нам мир. 

«Ностальгия в массовой культуре имеет большое психологическое значение. Она отражает стремление людей к утешению и стабильности в нестабильных временах, а также желание погрузиться в прошлое, которое ассоциируется с лучшими моментами жизни. Чувство ностальгии может стимулировать культурные изменения и направления, потому что оно отражает желание людей пережить историю и насладиться моментами, которые когда-то принадлежали только прошлому, но сейчас доступны каждому», — резюмирут психолог.

Анна Тэжик
Психоаналитический психолог, психосоматотерапевт, коуч

Психоаналитический психолог, психосоматотерапевт, коуч

Личный сайт