Как проявляются ограничения в мышлении
Ограничения мышления приводят к искажению картины мира. Человек опирается на те негативные убеждения, которые есть в его психике, и постоянно находит им подтверждения.
Чем уже картинка восприятия, ригиднее мышление, тем с большим количеством сложностей сталкивается человек. Это как смотреть на мир через крошечное отверстие — видно крайне мало, и многие существенные детали упускаются из вида.
Травмы и негативный опыт
Многие наши ограничения и искажения мышления формируются в процессе взросления. Этому могут быть разные причины: травматичный опыт, который психика не смогла переработать, стиль воспитания и привитые в процессе социализации нормы и правила.
Так, например, если был травматичный опыт, когда человек пробовал новое, но сталкивался с осуждением от значимых людей, то это приводит к тому, что свобода творчества уменьшается, человек выбирает ограничивать себя и равняться на мнение окружающих, чтобы сохранить ощущение безопасности.
Справится каждый!
Если у человека нет органических нарушений мозга, то избавиться от ограничивающих установок абсолютно реально. Однако важно понимать, что это не быстрый путь, и чтобы избавиться от туннельного мышления, придется потрудиться.
Здесь важна систематическая работа и самоподдержка на пути изменений. Иногда самостоятельно с этим справиться непросто, и тогда обращение за помощью к специалисту поможет сэкономить силы и время.
Распространенные ограничения мышления
Катастрофизация — человек видит будущее в преувеличенно негативном варианте и заранее ожидает негативного исхода.
Черно-белое мышление — человек делит мир на две крайности: все или ничего.
Долженствование — убеждения «я должен», «мне надо» порождают много стресса и напряжения и мешают выстраивать отношения с окружающими, так как такой человек уверен, что если он должен, то и окружающие ему тоже должны.
Обесценивание — мы часто склонны преуменьшать приятные события и собственные успехи.
Чтение мыслей, проекции — додумывание за других, что они о вас думают.
Обобщение — после нескольких неудачных опытов человек делает категоричный поспешный вывод, что так будет всегда и задача ему не под силу.
Навешивание ярлыков — человек клеймит себя и окружающих, опираясь на единичные случаи.
Эмоциональное обусловливание — выводы делаются на основе эмоций, не беря в расчет логику и объективные факты.
Персонализация — человек убежден, что мир вертится вокруг его персоны и окружающие ориентируются на него, он — предмет для обсуждения и причина радостей или несчастий окружающих.
Ожидание справедливости — иллюзия, что мир должен быть справедливым, а за заслуги или страдания обязательно будет награда.
Как ограничения влияют на жизнь
Все эти ограничения влияют на качество жизни человека. Человек живет в искаженной картине мира и испытывает большие трудности.
Возьмем двух людей в одной и той же ситуации — два студента не сдали экзамен и очень расстроены. Допустим, у первого есть такие когнитивные искажения, как персонализация и катастрофизация, а у второго — ожидание справедливости и навешивание ярлыков. Первый студент будет воспринимать несданный экзамен как катастрофу и считать, что именно с ним преподаватель обошелся несправедливо, будет чувствовать грусть и разочарование в себе, а второй будет ожидать, что если он готовился, то должен был получить хорошую оценку, и это просто преподаватель несправедливо сегодня всех заваливает.
Прорабатываем 5 основных ограничений
1. Катастрофизация
Справиться с негативной картинкой будущего помогает здоровый реализм. А правда ли все так страшно, или вы упускаете что-то из виду? И даже если случится самый худший вариант, то что вы будете делать? Мысленно постройте план действий, это поможет снизить тревогу и понять, что из любой ситуации есть выход. После этого посмотрите еще раз на ситуацию, но более реалистичным взглядом. Как теперь она вам видится?
2. Черно-белое мышление
Возможно, раньше такая тактика помогала вашему мозгу тратить меньше сил на оценку представлений о мире, что помогало выживать, но в реальной жизни невозможно деление на «плохо» и «хорошо». Вероятно, пришло время научиться замечать, что есть между этими двумя полюсами. Невозможно сделать что-то идеально — это верный путь к неврозу, а вот достаточно хорошо — вполне здоровая позиция.
3. Долженствование
Вы выросли, и теперь нет необходимости заслуживать чью-то любовь и похвалу. Вы не должны соответствовать чьим-то ожиданиям, чтобы вас принимали, равно как и другие люди тоже не должны вам ничего, они могут делать что-то только по собственному желанию. В этом много свободы — ответственности за собственные чувства. Чтобы укрепить взрослую позицию, будьте с собой бережны, учитесь самосостраданию и самоподдержке.
4. Обесценивание
Помните, что длинный путь состоит из маленьких шажков и очень важно их замечать. Здесь хорошо работают письменные практики, где вы можете помечать, что вы уже сделали для достижения своей цели или что на самом деле делает для вас близкий человек.
5. Чтение мыслей
Важно помнить, что никто из нас не способен знать, что в голове другого, мы можем только предполагать, и наши версии не всегда верные. Важно сверяться, действительно ли ваше предположение правильное, есть ли что-то еще, что подтверждает, что это так. А самый лучший способ — это диалог с человеком, когда вы можете проверить правильность своего предположения.
Советы от психолога
Знакомьтесь с собой, расширяйте привычную картинку представлений о себе и мире, пробуйте новое, особенно то, на что вы автоматически привыкли реагировать негативно и уверены, что это не ваше.
Чтобы получить новый результат, необходимо делать что-то новое. Начните с малого: новый маршрут на работу или блюдо в ресторане. Делайте по чуть-чуть, но регулярно, так вы постепенно сформируете у себя новые нейронные связи, которые помогут справиться с ограничениями мышления.
Это основные признаки ограниченности мышления, которые могут помешать нам в достижении успеха в жизни. Прислушайтесь к советам, и вы сможете преодолеть эти ограничения и достичь своих целей. Важно понимать, что каждый из нас имеет свои сильные и слабые стороны в мышлении, а также осознавать свои ограничения и работать над их преодолением. Используйте их как возможность для развития и роста, а не как препятствие для достижения успеха в жизни.
Клинический психолог, травматерапевт, арт-терапевт. Специалист по работе с травмами детства, эмоциональным выгоранием и психосоматикой
Личный сайт