Стоп-кадр стрима Дмитрия Диброва | Источник: Twitch

Стоп-кадр стрима Дмитрия Диброва

Фото

Twitch

Российские медиа активно обсуждают скандал в семействе Дибровых и Товстиков. В конце июля выяснилось, что жена телеведущего Дмитрия Диброва (с которым они воспитывают троих детей) изменила ему с другом семьи — миллиардером Романом Товстиком. Сама Диброва при этом была близкой подругой его жены и даже крестной матерью одного из шестерых детей пары.

Вчера Дмитрий Дибров провел эфир, в котором говорил об адюльтере, в том числе о том, что приводит женщину к измене, в чем вина супруга и к чему могут привести подобные истории. И пока в Сети шумно обсуждают появление в стриме Полины Дибровой, которая приносит мужу чай, мы, со своей стороны, поговорим о психологической стороне проблемы.

Шоумен и ведущий, очевидно, не случайно выбрал тему для своего стрима

Это выглядит и как грамотный ход в ответ на скандальные публикации, и как публичная рефлексия, для которой журналист выбрал соответствующие сюжеты книг и песен (а точнее, из текстов — стихотворений) российских бардов. О чем же говорил Дмитрий Дибров, рассуждая об измене через призму литературы, и где в его словах Фрейд мог бы найти те самые «оговорочки», которые выдают истинные чувства самого журналиста?

(Если вы не хотите читать подробный разбор стрима, долистайте сразу до части «Выводы» — о том, что можно прочитать между строк).

О чем говорил Дмитрий Дибров в стриме

Причина женской измены

О том, что толкает жен изменять супругам, Дибров рассуждает довольно долго, приводя в пример и Анну Каренину, и мадам Бовари, и героиню песен Вероники Долиной и Юрия Визбора.

Говоря об изменивших женщинах, Дибров подчеркивает, что на измену их толкают скука, внутренняя пустота, отсутствие некой большой цели в жизни. Он говорит об Анне Карениной: «Анна одинока. Ей нечего любить больше, чем себя. И работа мужа ей не интересна — ну потому что ее роль на планете выполнена — родить».

Дмитрий Дибров перефразирует слова Андре Моруа, которые в оригинале (а точнее, в переводе на русский) звучат так: «Почти всем женщинам скучно. Они бесконечно благодарны мужчине, который их развлекает».

Мадам Бовари, по словам Диброва, «дает всем и выпивает мышьяк, когда ее бросил очередной». Он напоминает о синдроме мадам Бовари — ощущении неудовлетворенности реальностью, которая вступает в противоречие с завышенными ожиданиями и желаниями. И снова разговор идет о внутренней пустоте женщины: мадам Бовари «хочет праздника, но не знает, где его найти. Но праздник — внутри тебя, свою тоску ты носишь в себе, ты где угодно будешь скучен».

«Секретный код женской измены: свобода наяву», — тонко замечает Дибров и приводит в пример слова из песни Вероники Долиной

«Но от субботы до субботы,

Быть может, я и доживу,

Дожить бы, милый, до свободы.

Да, до свободы наяву».

А позже, осуждая развод как «преступную операцию по разваливанию детского мира», Дибров цитирует Франсуа де Ларошфуко:

«Легкое поведение — это наименьший недостаток женщин, известных своим легким поведением».

Роль мужчины в женской измене

Ответственность за то, чтобы сделать жизнь женщины не скучной, чтобы ее не тянуло «налево», Дибров возлагает на мужчину.

  • «Адюльтер — это часто не распущенность женщины, а наша с вами, мужики, вина… Женская измена — наказание мужчины за его несовершенство. Не все изменницы порочны. Это атрибут времени — люди созданы для взаимных огорчений, а не радости».

  • «Мужчины должны бороться с этим, ежесекундно встряхивая колбу наших чувств… Нужно делать праздник». В качестве примера «праздника» журналист предлагает снять номер люкс в гостинице, купить шампанского и отправить детей к теще.

  • «Наверное, где-то мы с вами „задиванились“, где-то с собой больше вели беседу, нежели обращали внимание на ее потребности, вот и получили „рога“…”

Журналист также призывает не относиться к своим женам как к собственности: «Они так же требуют к себе такого же творческого отношения, как и ваши государственные дела…Надо с пониманием относиться к тому, что привело к адюльтеру». Он предлагает мужчинам проводить «профилактику».

Боль того, кому изменили

В стриме Дмитрий Дибров включает песни — их строки отражают боль, которую переживает обманутый и преданный мужчина. Переживает благородно, лирично и даже эстетично.

  • «Семейный сонет
    заменил холостяцкий верлибр,
    И нельзя разлюбить,
    и противно влюбляться тайком…»
    (Евгений Блажеевский)

  • «Прощай, расстаемся, пощады не жди!
    Все явственней день ото дня,
    Что пусто в груди, что темно впереди,
    Вот так она любит меня».
    (Булат Окуджава)

Очевидно, что переживание измены, предательства — глубокое и сильное. Стихи и песни действительно помогают осмыслить свои противоречивые эмоции, найти нужные слова.

В части с выводами в конце статьи мы поговорим об этом подробнее.

Польза адюльтера для самореализации мужчины

Вспоминая Аполлинарию (Полину) Суслову, любовь к которой стала для Федора Достоевского болезненной и которая могла быть прототипом Настасьи Филипповны («Идиот») и Грушеньки («Братья Карамазовы»), Дмитрий Дибров подчеркивает, что разница в возрасте между писателем и его роковой музой составляла, как и у четы Дибровых, 30 лет, а также говорит о том, что без нее и ее измен, вероятно, не было бы в русской литературе таких ярких образов и таких гениальных произведений, какие оставил писатель.

Кстати, когда жена самого Диброва Полина появилась чуть позже в кадре, он поблагодарил ее за чай и пошутил для аудитории, что это Полина, но не Суслова, а он сам — не Достоевский. Кстати, в СМИ спорят, была ли это демонстрация «высоких отношений» или супруги действительно остаются в человеческих отношениях дома. Но ответ знают только Дмитрий и Полина.

Журналист предлагает рассматривать переживания обманутого мужчины как ступень на пути к его реализации на более широком и глубоком, значимом для человечества поприще: «Господа мужики, дорогие друзья! Недаром Господь во всей милости своей нам посылает это испытание. Может быть, он это нам посылает, чтобы мы перешли в иное творческое состояние… И тогда не ропщите, а наоборот, действуйте, творите. Что-то вам Господь хотел это сказать, где-то нам надо спохватиться и что-то нам с вами, ребят, надо делать — во славу, да не себя, а максимально возможного количества людей».

Стоп-кадр стрима Дмитрия Диброва | Источник: Twitch

Стоп-кадр стрима Дмитрия Диброва

Фото

Twitch

Выводы

Возвращаясь к стриму Дмитрия Диброва, давайте посмотрим на него глазами психолога и попробуем увидеть, какие мысли в нем транслируются.

  1. Женщины изменяют, когда у них внутри пустота и им скучно.

  2. Для профилактики «рогов» мужчина должен следить за собой, помнить, что жена — не его собственность, уделять ей время и создавать для нее интересную жизнь.

  3. Предназначение женщины — рожать детей. Но изменница совершает преступление, когда создает ситуацию развода, не думая о детях, при этом никакой отчим не будет лучше отца, «каким бы тот ни был — даже алкоголиком».

  4. Обманутый муж переживает одиночество и сильную боль.

  5. Тот, кому изменили, должен принять эту ситуацию как дар божий, использовать свои страдания для перехода в «иное творческое состояние», чтобы, подобно Достоевскому, создавать произведения «для максимально возможного количества людей».

Психологический разбор стрима

Измена глубоко травмирует и разрушает отношения. Предательство близкого человека вызывает разные чувства — боль, злость, грусть, ощущение потери привычного мира, задевает самолюбие. Это вызывает сострадание — особенно у тех, кто был на месте преданного партнера. Точные и лиричные формулировки в стихах и песнях объединяют человека с теми, кто проходил через подобное, помогают не оставаться в одиночестве со своей личной болью.

Выбор темы и примеров произведений, формулировки и обобщения могут иногда сказать о говорящем много больше, чем ему хотелось бы. Желание сохранять достоинство или, как минимум, показать его аудитории может привести к завуалированной пассивной агрессии (переживание обиды и злости — естественные в такой ситуации, но как их проявлять — выбор каждого).

В ней также кроется желание сохранить за собой власть над ситуацией и поддержать задетое самолюбие: «Она пуста внутри, ей скучно — потому и изменила». Ведь измена — еще и отвержение, и куда проще благородно взять на себя «вину» в одном из множества аспектов отношений и заодно показать, кто управляет ситуацией, несмотря ни на что.

Демонстрация снисходительного отношения к тому, кто причинил нам боль, — удобная защитная реакция

Между строк читается (и выбор литературных примеров это подчеркивает, как и лексика, — «Эмма дает всем») пренебрежение к тем женам, которые идут на адюльтер (менее красивое слово «измена» в речи почти не употребляется, кстати).

Из множества возможных причин супружеской измены выбирается только одна, в которой мужчина «виноват» в том, что занимался важными делами, расслабился в семейной жизни и не развлекал женщину (логично предположить: если она сама не способна найти какие-то приемлемые способы самореализации, кроме секса на стороне, очевидно, она недалекого ума дама?). В то время как причин, по которым женщины изменяют, может быть множество, и далеко не все они выставляют их мужчин в благородном свете.

Возможно, такой образ женщины — плоский, без погружения в ее внутренний мир и непростые переживания, эмоции и самоощущение, — пассивная агрессия мужчины, не позволяющего себе показать агрессию прямую.

Ну и, наконец, переживший измену и, безусловно, страдающий мужчина может найти для себя в этой ситуации новые смыслы — и это здоровый путь преодоления жизненного кризиса. Ну а ставить или не ставить себя рядом с Достоевским — лично дело каждого. В конце концов, это действительно яркий пример. Да, и в этом заявлении слышны явные нотки нарциссизма, — но, в конце концов, у людей творческих его хватает.

В любом случае, для каждого из нас попытки осмыслить и отрефлексировать происходящее через литературных героев и философствования могут быть терапевтичными при душевной травме. Но при этом нам всем важно проживать эмоции, а не уходить в интеллектуализацию (то есть осмысление их только через интеллект) и осознавать, что и как «прорывается» через тщательно создаваемый на публику образ.

Если зрелость Диброва и согласие его жены позволят состояться «хорошему разводу», при котором двое расходятся с уважением друг к другу и максимально бережно по отношению к детям, это будет прекрасный пример для наших селебрити и простых россиян. Увы, случаются измены, люди расстаются — в жизни бывает и такое. Но все же важно сохранять человечность и достоинство даже в подобных стрессовых обстоятельствах.

Филолог, психолог, шеф-редактор сайта Psychologies.ru