Стоп-кадр стрима Дмитрия Диброва
Российские медиа активно обсуждают скандал в семействе Дибровых и Товстиков. В конце июля выяснилось, что жена телеведущего Дмитрия Диброва (с которым они воспитывают троих детей) изменила ему с другом семьи — миллиардером Романом Товстиком. Сама Диброва при этом была близкой подругой его жены и даже крестной матерью одного из шестерых детей пары.
Вчера Дмитрий Дибров
Шоумен и ведущий, очевидно, не случайно выбрал тему для своего стрима
Это выглядит и как грамотный ход в ответ на скандальные публикации, и как публичная рефлексия, для которой журналист выбрал соответствующие сюжеты книг и песен (а точнее, из текстов — стихотворений) российских бардов. О чем же говорил Дмитрий Дибров, рассуждая об измене через призму литературы, и где в его словах Фрейд мог бы найти те самые «оговорочки», которые выдают истинные чувства самого журналиста?
(Если вы не хотите читать подробный разбор стрима, долистайте сразу до части «Выводы» — о том, что можно прочитать между строк).
О чем говорил Дмитрий Дибров в стриме
Причина женской измены
О том, что толкает жен изменять супругам, Дибров рассуждает довольно долго, приводя в пример и Анну Каренину, и мадам Бовари, и героиню песен Вероники Долиной и Юрия Визбора.
Говоря об изменивших женщинах, Дибров подчеркивает, что на измену их толкают скука, внутренняя пустота, отсутствие некой большой цели в жизни. Он говорит об Анне Карениной: «Анна одинока. Ей нечего любить больше, чем себя. И работа мужа ей не интересна — ну потому что ее роль на планете выполнена — родить».
Дмитрий Дибров перефразирует слова Андре Моруа, которые в оригинале (а точнее, в переводе на русский) звучат так: «Почти всем женщинам скучно. Они бесконечно благодарны мужчине, который их развлекает».
Мадам Бовари, по словам Диброва, «дает всем и выпивает мышьяк, когда ее бросил очередной». Он напоминает о синдроме мадам Бовари —
«Секретный код женской измены: свобода наяву», — тонко замечает Дибров и приводит в пример слова из песни Вероники Долиной
«Но от субботы до субботы,
Быть может, я и доживу,
Дожить бы, милый, до свободы.
Да, до свободы наяву».
А позже, осуждая развод как «преступную операцию по разваливанию детского мира», Дибров цитирует Франсуа де Ларошфуко:
«Легкое поведение — это наименьший недостаток женщин, известных своим легким поведением».
Роль мужчины в женской измене
Ответственность за то, чтобы сделать жизнь женщины не скучной, чтобы ее не тянуло «налево», Дибров возлагает на мужчину.
«Адюльтер — это часто не распущенность женщины, а наша с вами, мужики, вина… Женская измена — наказание мужчины за его несовершенство. Не все изменницы порочны. Это атрибут времени — люди созданы для взаимных огорчений, а не радости».
«Мужчины должны бороться с этим, ежесекундно встряхивая колбу наших чувств… Нужно делать праздник». В качестве примера «праздника» журналист предлагает снять номер люкс в гостинице, купить шампанского и отправить детей к теще.
«Наверное, где-то мы с вами „задиванились“, где-то с собой больше вели беседу, нежели обращали внимание на ее потребности, вот и получили „рога“…”
Журналист также призывает не относиться к своим женам как к собственности: «Они так же требуют к себе такого же творческого отношения, как и ваши государственные дела…Надо с пониманием относиться к тому, что привело к адюльтеру». Он предлагает мужчинам проводить «профилактику».
Боль того, кому изменили
В стриме Дмитрий Дибров включает песни — их строки отражают боль, которую переживает обманутый и преданный мужчина. Переживает благородно, лирично и даже эстетично.
«Семейный сонет
заменил холостяцкий верлибр,
И нельзя разлюбить,
и противно влюбляться тайком…»
(Евгений Блажеевский)«Прощай, расстаемся, пощады не жди!
Все явственней день ото дня,
Что пусто в груди, что темно впереди,
Вот так она любит меня».
(Булат Окуджава)
Очевидно, что переживание измены, предательства — глубокое и сильное. Стихи и песни действительно помогают осмыслить свои противоречивые эмоции, найти нужные слова.
В части с выводами в конце статьи мы поговорим об этом подробнее.
Польза адюльтера для самореализации мужчины
Вспоминая
Кстати, когда жена самого Диброва Полина появилась чуть позже в кадре, он поблагодарил ее за чай и пошутил для аудитории, что это Полина, но не Суслова, а он сам — не Достоевский. Кстати, в СМИ спорят, была ли это демонстрация «высоких отношений» или супруги действительно остаются в человеческих отношениях дома. Но ответ знают только Дмитрий и Полина.
Журналист предлагает рассматривать переживания обманутого мужчины как ступень на пути к его реализации на более широком и глубоком, значимом для человечества поприще: «Господа мужики, дорогие друзья! Недаром Господь во всей милости своей нам посылает это испытание. Может быть, он это нам посылает, чтобы мы перешли в иное творческое состояние… И тогда не ропщите, а наоборот, действуйте, творите. Что-то вам Господь хотел это сказать, где-то нам надо спохватиться и что-то нам с вами, ребят, надо делать — во славу, да не себя, а максимально возможного количества людей».
Стоп-кадр стрима Дмитрия Диброва
Выводы
Возвращаясь к стриму Дмитрия Диброва, давайте посмотрим на него глазами психолога и попробуем увидеть, какие мысли в нем транслируются.
Женщины изменяют, когда у них внутри пустота и им скучно.
Для профилактики «рогов» мужчина должен следить за собой, помнить, что жена — не его собственность, уделять ей время и создавать для нее интересную жизнь.
Предназначение женщины — рожать детей. Но изменница совершает преступление, когда создает ситуацию развода, не думая о детях, при этом никакой отчим не будет лучше отца, «каким бы тот ни был — даже алкоголиком».
Обманутый муж переживает одиночество и сильную боль.
Тот, кому изменили, должен принять эту ситуацию как дар божий, использовать свои страдания для перехода в «иное творческое состояние», чтобы, подобно Достоевскому, создавать произведения «для максимально возможного количества людей».
Психологический разбор стрима
Измена глубоко травмирует и разрушает отношения. Предательство близкого человека вызывает разные чувства — боль, злость, грусть, ощущение потери привычного мира, задевает самолюбие. Это вызывает сострадание — особенно у тех, кто был на месте преданного партнера. Точные и лиричные формулировки в стихах и песнях объединяют человека с теми, кто проходил через подобное, помогают не оставаться в одиночестве со своей личной болью.
Выбор темы и примеров произведений, формулировки и обобщения могут иногда сказать о говорящем много больше, чем ему хотелось бы. Желание сохранять достоинство или, как минимум, показать его аудитории может привести к завуалированной пассивной агрессии (переживание обиды и злости — естественные в такой ситуации, но как их проявлять — выбор каждого).
В ней также кроется желание сохранить за собой власть над ситуацией и поддержать задетое самолюбие: «Она пуста внутри, ей скучно — потому и изменила». Ведь измена — еще и отвержение, и куда проще благородно взять на себя «вину» в одном из множества аспектов отношений и заодно показать, кто управляет ситуацией, несмотря ни на что.
Демонстрация снисходительного отношения к тому, кто причинил нам боль, — удобная защитная реакция
Между строк читается (и выбор литературных примеров это подчеркивает, как и лексика, — «Эмма дает всем») пренебрежение к тем женам, которые идут на адюльтер (менее красивое слово «измена» в речи почти не употребляется, кстати).
Из множества возможных причин супружеской измены выбирается только одна, в которой мужчина «виноват» в том, что занимался важными делами, расслабился в семейной жизни и не развлекал женщину (логично предположить: если она сама не способна найти какие-то приемлемые способы самореализации, кроме секса на стороне, очевидно, она недалекого ума дама?). В то время как причин, по которым женщины изменяют, может быть множество, и далеко не все они выставляют их мужчин в благородном свете.
Возможно, такой образ женщины — плоский, без погружения в ее внутренний мир и непростые переживания, эмоции и самоощущение, — пассивная агрессия мужчины, не позволяющего себе показать агрессию прямую.
Ну и, наконец, переживший измену и, безусловно, страдающий мужчина может найти для себя в этой ситуации новые смыслы — и это здоровый путь преодоления жизненного кризиса. Ну а ставить или не ставить себя рядом с Достоевским — лично дело каждого. В конце концов, это действительно яркий пример. Да, и в этом заявлении слышны явные нотки нарциссизма, — но, в конце концов, у людей творческих его хватает.
В любом случае, для каждого из нас попытки осмыслить и отрефлексировать происходящее через литературных героев и философствования могут быть терапевтичными при душевной травме. Но при этом нам всем важно проживать эмоции, а не уходить в интеллектуализацию (то есть осмысление их только через интеллект) и осознавать, что и как «прорывается» через тщательно создаваемый на публику образ.
Если зрелость Диброва и согласие его жены позволят состояться «хорошему разводу», при котором двое расходятся с уважением друг к другу и максимально бережно по отношению к детям, это будет прекрасный пример для наших селебрити и простых россиян. Увы, случаются измены, люди расстаются — в жизни бывает и такое. Но все же важно сохранять человечность и достоинство даже в подобных стрессовых обстоятельствах.
Филолог, психолог, шеф-редактор сайта Psychologies.ru