Статус: доступен

«Как только просыпаюсь, захожу в корпоративный мессенджер, — рассказывает 29-летний Олег, агент по недвижимости, — у нас там и рабочий чат, и личное общение: делимся новостями, обсуждаем события в мире, скидываем мемы. Когда еду в метро, «чекаю» Инсту, в обеденный перерыв слушаю музыку ВКонтакте, а в ФБ я подписан на все профильные группы по рынку недвижимости. В течение дня активно переписываюсь в Вотсапе и Телеге — виртуальное общение занимает не меньше 60% моего времени».

Похожий образ жизни ведет большинство из нас. В обнимку со смартфоном сегодня существует не только «диджитал-поколение», но и те, кто много старше. Мы давно уже не вздрагиваем, заслышав резкий возглас или смех одинокого прохожего, идущего навстречу. Мы понимаем: он не сам с собой разговаривает, а с женой, другом или родственником, живущим в другом городе.

Мы привыкли встречать за столиками кафе компании молодых людей, которые общаются «на два фронта» — с соседом и с приятелем в мессенджере. Собственно, мы сами так часто делаем: передавая бутерброд сыну, шлем поздравления с днем рождения коллеге, а расставшись с подругой после спектакля, тут же обмениваемся в мессенджере сделанными фотографиями. Где заканчивается реальное общение и начинается виртуальное? И можно ли в принципе провести границу?

Точка, точка, запятая

«Разделить эти два вида коммуникации: онлайн и оф­лайн — становится все сложнее, они сливаются в единый процесс, — отмечает доктор психологических наук, социальный психолог Елена Белинская. — Это связано с двумя факторами: экономическим (остается все меньше рабочих мест, где можно обойтись без интернет-коммуникации) и техническим (благодаря мобильному интернету виртуальное общение дробится на мелкие отрезки).

Тут мы на пять минут зашли в вотсап, там на секундочку зависли в любимой соцсети, потом провели совещание в зуме… Это время невозможно посчитать, оно вплетается в нашу жизнь, становится этой самой жизнью».

Студент или родитель, который не имеет доступа к учебному (или родительскому) чату, рискует не только потерять контакт с согруппниками, но и пропустить важную информацию, не узнать задание, не увидеть расписание. Пандемия и локдаун сильно способствовали этому слиянию.

Результаты исследований показывают мощный всплеск сетевой жизни: за прошлый год аудитория соцсетей только в нашей стране выросла на 4,8 миллиона (+5,1%) и насчитывает в общей сложности 99 миллионов пользователей, а общий уровень проникновения интернета в России составляет 85,0%1. Наше общение все больше перетекает в интернет. Как это сказывается на его качестве?

Прежде всего, оно ускоряется. И не только потому, что адресаты (подписчики) видят посты мгновенно и столь же молниеносно реагируют. «В соцсетях мы меньше используем слова и больше — визуальный ряд, — объясняет Елена Белинская. — В живом диалоге мы не обмениваемся фоточками и смайликами, они не нужны: мы видим друг друга и все, что вокруг. В узком экране смартфона мы лишены контекста, и тут на помощь приходят символы. Сначала это были аббревиатуры, капслок и скобочки с точками для обозначения радости, печали или отчаяния, а теперь у нас в распоряжении богатый выбор изображений на любой вкус».

Мы недоумеваем — и выбираем эмодзи с озадаченной рожицей; устали — и в ответ на просьбу поговорить шлем приятелю котика, который ложится на подушечку и делает «хырхыр». И ничего больше писать не нужно — наше самочувствие очевидно. Но точно ли этих символов достаточно?

Статус: доступен

Не моя печаль

Профессор социологии Стэнфордского университета Клиффорд Нэсс сравнил эмоциональное развитие интернет-завсегдатаев с теми, кто проводит меньше времени онлайн, и выяснил: первые куда хуже идентифицируют чувства других людей, они менее эмпатичны и способны к саморефлексии2.

«Этот тезис подтверждается разными исследованиями, — комментирует Елена Белинская. — Молодые люди сегодня с трудом дифференцируют не только эмоциональное состояние собеседника, но и свое, ведь одно связано с другим: нельзя понять, грустит другой или скучает, если мы не распознаем эти чувства в себе, и наоборот».

Дело именно в нашем предпочтении эмодзи и картинок тексту. Послать изображение уютного котика — это не то же самое, что сказать: «Мне сейчас немножко грустно, и, пожалуй, я не хочу общаться. Да, мне одиноко, но все-таки хочется побыть наедине с самой собой».

«С помощью слов можно подробно описать свое состояние, а вместо этого выбрана одна картинка, — продолжает социальный психолог. — И что же тогда происходит? Мы привыкаем быстро обозначать свои чувства c помощью символов — заметьте, нарисованных кем-то другим! — вместо того, чтобы переживать их. Только обозначив словом чувство, мы можем его присвоить».

Кроме того, картинка проще, но далеко не всегда понятнее слов: она фиксирует лишь мгновенное состояние, иногда мы выбираем ее неточно, неправильно, — просто она быстрее попалась на глаза, а собеседник и вовсе поймет ее совершенно иначе, по-своему, — и может вложить в нее совсем не тот смысл, который вкладывали мы.

В зеркале аватара

У нашей виртуальной личности есть свое лицо — аватар. Это своего рода визитная карточка в виде фотографии, рисунка, мема или графического символа. Что говорит о нас ее выбор? Объясняет киберпсихолог Наталья Голубева.

Аватар — это некий личный код. Он отражает то, каким я себя представляю и каким хочу предъявить себя окружающим. Выбирая ту или иную картинку, мы по сути отвечаем на вопрос «кто я?».

Готовы ли мы открыто предъявлять себя миру? Это зависит от того, насколько хорошо мы себя знаем и идентифицируем. Пользователь с нарушенной идентичностью, который плохо понимает себя или недоволен своим реальным «Я», пытается достроить недостающие элементы за счет фотошопа или картинок.

Так он создает альтернативную реальность, где «Я» может предъявить улучшенную версию себя. В этом случае мы, как правило, видим на аватарке персонажей, соответствующих идеальной картине мира пользователя (супергерои, кошечки, цветочки, персонажи фильмов).

Несовпадение ника с настоящим именем также говорит о расхождении виртуальной идентичности с реальной. А тот, у кого устойчивое представление о себе, предпочитает аватар «я в реальной жизни», а никнейм будет соответствовать реальному имени.

Статус: доступен

Кожей чувствую

Короткие фразы, мемы и смайлы делают виртуальное общение схематичным и упрощенным. И, как правило, мы интуитивно чувствуем, что между встречами в интернете и в жизни есть существенная разница.

«В кругу моих сверстников есть негласное правило: поднимать серьезные вопросы только с глазу на глаз, — рассказала 27-летняя Арина (точнее, она отправила эту реплику голосовым файлом в вотсапе). — В телефоне я готова обсуждать все что угодно: музыку, кино, бытовые дела, — но не то, что касается меня лично. Когда мне хочется поделиться переживаниями или узнать, как дела у подруги, с которой давно не виделась, мы договариваемся об очной встрече, и мессенджеры отлично в этом помогают».

Когда мы используем соцсети для укрепления связей, которые уже имеем, то есть как мостик к непосредственному общению, они дают нам ощущение поддержки и удовлетворенности. И наоборот.

«Когда мы с близкими сидим за одним столом, уткнувшись в гаджеты, мы выпадаем из реальной ситуации и разрушаем то, что происходит здесь и сейчас, — объясняет Елена Белинская. — Никто не замечает, что бабушка очень соскучилась, сестра нервничает из-за предстоящего свидания, а мама хочет услышать: «Спасибо, было очень вкусно». Теряя этот актуальный ситуационный контекст, мы хуже понимаем друг друга и чувствуем себя более несчастными и одинокими».

Неслучайно в последние годы на рынке психологических услуг так востребованы тренинги и практики, связанные с вниманием к своему состоянию, и лозунги «будь в моменте» и «живи настоящим». Хочется верить, что такое «заземление» уравновешивает виртуальную невесомость, помогает вернуть контакт со своими ощущениями и сохранить связь с реальностью.

Статус: доступен

Оставляя следы

Заходя в социальные сети, мы не можем оставаться там невидимками: чтобы посмотреть других, приходится показать и себя. Что мы предъявляем миру?

«Как правило, не всего себя, а одну-две роли: предстаем главой большого семейства, компетентным профессионалом или эпатажным скандалистом, в зависимости от цели, которую преследуем, — рассказывает психолог Анна Аянян. — Но есть и закономерность: большинство стремится показать себя в выгодном свете. Мы транслируем социально одобряемые формы поведения и корректируем свои действия в ожидании принятия и поддержки».

Едва ли не каждый второй пользователь, желая произвести лучшее впечатление о себе, искажает в сетях сведения о себе: от возраста, внешности и доходов до религиозных взглядов и музыкальных пристрастий3.

Исследователи из США обнаружили, что вес, который женщины указывают на сайтах знакомств, на 3–9 кг ниже среднего веса американских женщин тех же возрастов, а рост мужчин и женщин также превышает средний для популяции4. Но вряд ли приукрашивание себя способно причинить вред окружающим, в отличие от более серьезных угроз, которые может нести сетевое общение.

«Где бы ни начиналось общение, в группе заводчиков хаски или сообществе любителей джаза, мы не застрахованы от встречи с мошенниками, которые могут злоупотребить доверием, — предупреждает Анна Аянян. — Но тому, кто ищет партнера или планирует покупку/продажу, нужно быть особенно бдительным. Длительное виртуальное общение с сетевым знакомым создает иллюзию безопасности, но не гарантирует, что вам не будет нанесен реальный вред. Не предоставляйте конфиденциальную информацию тем, с кем вы не общались лично».

Размывание черты между реальным и виртуальным мирами вместе со множеством преимуществ несет и риски. Неосторожное высказывание или подпись к фотографии способны привести к потере работы и репутации. Как, впрочем, и наоборот: благодаря ярким публикациям можно получить крупный контракт и (или) обрести личное счастье.

Все, что мы говорим и пишем в Сети — даже лайки и репосты, — оставляет неизгладимый цифровой след. Пожалуй, это достаточный резон, выходя в публичное пространство, позаботиться о своих границах и мере ответственности.

Эмодзи выдают наш возраст?

Смайлики-эмодзи помогают выразить широкий спектр эмоций. Но также они могут рассказать о том, к какому поколению мы принадлежим.

Две тысячи британцев в возрасте 16–29 лет приняли участие в опросе на эту тему. Вот как, по их мнению, выглядит пятерка эмодзи, которые используют «старики»:

  1. Палец вверх
  2. Красное сердце
  3. Жест «ОК»
  4. Галочка
  5. Экскременты

А самым популярным среди пользователей всех возрастов 45% опрошенных считают смайлик со слезами от смеха. Учитывая, что эмодзи стали важной частью нашего общения, полученные данные стоит принять к сведению.

Если вам хочется предстать перед молодым коллегой (или своими детьми) человеком современных взглядов, наверное, лучше не отправлять ему поднятый вверх палец в знак согласия. Но если вы не боитесь показаться устаревшим, не обращайте на это внимания.

Стоит ли ради чьего-то мнения менять свои привычки? А наш возраст — он такой, на сколько мы себя ощущаем, не больше и не меньше.


Опрос проведен аналитической фирмой Perspectus Global весной 2021 г.


1 По данным Digital 2021: The Russian Federation (январь 2021).

2 Шерри Тёркл «Живым голосом. Зачем в цифровую эру говорить и слушать» (Corpus, 2021).

3 По данным ВЦИОМ за 2011 год (wciom.ru).

4 Hitsch G.J. et al. Matching and sorting in online dating // American Economic Review, 2010, Vol. 100 (1).