Кадр из фильма «Ничей»
Когда детство начинается с утраты
С какими сложностями сталкиваются выпускники детских домов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сформировать базовое понимание психологических особенностей таких детей и понять причины их возникновения.
Конечно, опыт брошенности практически никогда не проходит бесследно. При этом важно не путать личностные особенности, которые есть у всех нас, и последствия проживания в «системе». ПТСР или психологическая травма так или иначе встречается практически у всех детей из сиротских организаций.
В большинстве случаев так называемая первичная травма — психологическая потеря значимого взрослого — закладывается в кровных семьях
Дети не попадают в детские дома от хорошей жизни. Будущие воспитанники чаще всего живут в асоциальных семьях и сталкиваются не только с пристрастием взрослых к алкоголю или наркотикам, но и с отсутствием заботы, голодом, иногда даже с сексуальным насилием.
Вторичной травмой является само изъятие из семьи — физическая потеря родителя. Она гораздо сильнее, глубже запечатлевается у ребенка, ведь какими бы ни были родители, как бы себя ни вели, ребенок не знает других условий, он просто принимает их как норму и безусловно любит свою семью.
К сожалению, в России до сих пор нет комплексной психологической реабилитации для таких детей. Попадая в учреждение, а часто это череда учреждений — дом ребенка, детский дом, — ребенок остается один на один со своими болями и страхами. У каждого воспитанника своя тяжелая история и своя индивидуальная реакция, а детей в «системе» много. И ни одно учреждение не способно заменить ребенку жизнь в семье.
Самое лучшее для детей, если они возвращаются в кровную семью, которая благодаря качественному социально-психологическому сопровождению выходит из кризиса и исправляет жизненную ситуацию
Альтернативный вариант — замещающая или приемная семья, которая уделяет внимание конкретно этому ребенку, заботится о нем и помогает вернуться к «нормальной» жизни. Худший исход — когда ребенок проводит все детство в учреждении, а потом отправляется в самостоятельную жизнь.
Для дальнейшей помощи ребенку или уже выросшему выпускнику детского дома важно понимать, к каким последствиям может привести такой опыт. Но также помнить: такое прошлое — не приговор. При грамотной поддержке, внимательном отношении и участии значимых взрослых многие трудности можно преодолеть. У каждого человека есть потенциал для развития, для построения доверительных отношений и полноценной, насыщенной жизни. Главное — помочь ему поверить в себя и показать, что рядом есть те, кто готов идти вместе.
Опыт брошенности: как проявляется боль?
Многие из нас помнят, как в детстве бежали к маме или папе, когда было страшно или обидно. У большинства детей в детских домах может не быть таких воспоминаний, потому что у них зачастую в целом не сформирована нормальная модель отношений.
Рассмотрим основные поведенческие реакции, которые могут встречаться у детей с опытом брошенности.
1. Протест
Для них взрослый — не тот, кто заботится и защищает, а чаще тот, от кого исходит непостоянство и непредсказуемость. И нередко это приводит к протестному поведению и сопротивлению. Такие дети могут быть непослушными, не выполнять просьбы взрослых. Может казаться, что они делают все «назло». На самом деле это не вызов, а способ защитить себя от чувства беспомощности. Они просто привыкли, что мир непредсказуем и единственный способ выжить — контролировать хотя бы что-то самому. И из-за этого ребенок просто не понимает, почему нужно слушаться.
2. Агрессия
Иногда кажется, что она возникает из ниоткуда, что реакции импульсивны и ничем не мотивированы, а ребенок не думает о последствиях и безразличен к чувствам других.
Агрессия — это примитивная форма защиты от внешних воздействий. Взрослым кажется, что причин для таких реакций нет, ведь они знают, что ребенок в безопасности: ему ничего не угрожает, он сыт, одет, в тепле — все хорошо. Но это «взрослые знают», а не ребенок. В его картине мира уже нет ничего постоянного, последовательного и безопасного.
Также нужно помнить, что, возможно, ребенок «выживал» в своей кровной семье, подвергался жесткому поведению, и тогда агрессия — это невербальное выражение боли и страха.
3. Отставание в развитии
Любой специалист подтвердит, что у детей в «системе» нередко наблюдаются существенные задержки в развитии. Порой они не знают элементарных, естественных для сверстников вещей — день своего рождения, понятие дня и ночи, вчера и завтра, что суп надо готовить. Обучение ребенка происходит крайне медленно и с бесконечным числом повторений. И здесь зарождается вопрос — а не умственная ли отсталость у ребенка?
Нельзя исключать наличие ментальных нарушений или сниженной когнитивной функции, но зачастую все объясняется проще — с физиологической точки зрения. Уровень стресса столь велик, что просто блокирует возможность ребенка обучаться. А также это может обуславливаться тем, что ребенком раньше не занимались — и тогда это не умственная отсталость, а педагогическая запущенность. Такая задержка в развитии компенсируема, но требует усилий со стороны как взрослых, так и ребенка.
4. Побеги
Это серьезная проблема, ведь неизвестно, что может произойти с ребенком, а для взрослых — сотрудников учреждения или приемных родителей — это двойной стресс, ведь они несут ответственность перед законом за его жизнь и здоровье.
На практике мы видим, как часто такому ребенку ставят диагноз — дромомания — импульсивное, неконтролируемое влечение к перемене мест, бродяжничеству. Но чаще всего это не болезнь, а попытка вернуться туда, где хоть что-то знакомо. Он бежит не «куда-то», а «от» — от тревоги, от непонимания, от чужих правил, которые не всегда понятны.
5. Девиантное поведение
Вандализм, курение, распитие алкогольных напитков, воровство — распространенные проблемы у детей-сирот. Многие такое поведение приписывают «дурной генетике», но это в корне неверно.
Чаще это объясняется тем, что ребенок не имеет правильной, социально приемлемой модели поведения. Дети из «системы» привыкли жить «стайками», они нередко очень ведомы и зависят от мнения окружающих. Все эти проявления являются зеркальным отражением глубоко сидящих страхов и неуверенности в мире в целом.
Кадр из фильма «Ничей»
Что остается с человеком во взрослом возрасте
У людей, выросших без семьи, часто закрепляются защитные модели поведения. То, что когда-то помогло выжить, во взрослой жизни мешает строить доверие, отношения и чувствовать себя в безопасности.
Теперь — о том, как этот опыт проявляется у уже взрослых выпускников детских домов.
Проблема самоидентичности
Личность «рождается» несколько раз на протяжении нашей жизни. С кризисом идентичности человек впервые сталкивается в 3 года, когда начинает осознавать, что он есть, что его видят, слышат, уважают. В подростковом возрасте происходит второй кризис, когда личность созревает до процессов самопознания и самоопределения. Став взрослым, человек проживает еще несколько кризисов личности. Это позволяет полноценно созреть, в первую очередь благодаря поддержке значимых взрослых.
Но что происходит с детьми, лишенными этой нормы? Часто у них возникают проблемы со своей идентичностью. Когда человек не ощущает своей целостности, ему становится сложно найти свое место в жизни.
Отсутствие любви и заботы со стороны одного стабильного и постоянного значимого взрослого в жизни ребенка нередко приводит к деформации формирования собственных ценностей, принципов и ориентиров, а также к отсутствию у него чувства уверенности.
Проблема доверия и привязанности
Многие выпускники детских домов испытывают трудности в установлении доверительных отношений. Поэтому важным направлением в работе с детьми-сиротами является формирование доверительного общения и сокращение психологической дистанции.
Низкая самооценка и неуверенность в себе
Она проявляется в нерешительности, избегании нового, низкой инициативности, в стремлении выбирать такие жизненные задачи и ситуации, которые гарантировали бы им успех. Неуверенность в своих возможностях зачастую формирует у детей пассивность.
Помощь взрослых должна заключаться в поддержке и поощрении достижений — особенно тех, что важны для общества. Важно помогать детям замечать свои сильные стороны и таланты и направлять их так, чтобы они могли реализоваться в жизни и быть полезными другим.
Сложности в формировании устойчивых отношений
Опыт потери значимого взрослого в детстве негативно влияет на способность выстраивать длительные стабильные доверительные отношения с другими — лишь малая часть выпускников сиротских организаций создает благополучные семьи. У таких, уже взрослых сирот зачастую слабо сформированы представления о детско-родительских отношениях, нет представлений о семейных традициях, нередко встречаются проблемы с проявлениями чувств и эмпатии.
Один из ключевых факторов успешной адаптации — осознанная позиция общества и ближайшего окружения. Выпускники сиротских учреждений часто ощущают отчуждение, занимают виктимную позицию — «я один против всех». И нередко сталкиваются с тем, что общество не готово воспринимать их как равных.
Что может помочь
Для изменения ситуации необходима комплексная поддержка: важно, чтобы общество признавало особенности этих ребят и помогало им восполнить утраченные возможности. Один из действенных инструментов — программа наставничества. Она дает подросткам из детских домов значимого взрослого, который рядом, поддерживает, помогает адаптироваться и строить доверительные отношения с миром.
Это позволяет:
Восстановить доверие к миру — ребенок чувствует, что есть человек, неравнодушный к его проблемам и интересам, что создает чувство безопасности.
Развивать навыки коммуникации — наставник помогает преодолеть зажатость, нежелание идти на контакт, неумение начинать и поддерживать разговор, которые нередко свойственны детям-сиротам, не получившим навыков общения в семье.
Повысить самооценку — дети, участвующие в программе наставничества, чувствуют себя более уверенно, легче справляются с трудностями.
В чем еще помогает наставник?
Сопровождение в процессе взросления — наставник помогает в выборе образовательного пути, переходе к самостоятельной жизни.
Помощь в решении бытовых вопросов — наставник показывает и рассказывает, как выполняются рутинные действия, к которым привык ребенок (например, запись в поликлинику, оплата коммунальных платежей).
Помощь в развитии навыков решения конфликтных ситуаций — наставник помогает найти наиболее экологичные выходы из разных ситуаций.
Человеку нужен человек. Нельзя оставаться равнодушным к проблемам других людей. Даже если они сами не просят о помощи, мы можем быть наготове, чтобы всегда подставить свое плечо.

Психолог, специалист высшей категории, руководитель Школы приемных родителей, эксперт по психолого-педагогической деятельности благотворительного фонда «Дорога жизни»