Нырок в глубину: зачем нужен самоанализ

Некоторые постоянно задаются вопросом о том, что они из себя представляют. Другие живут, обходясь без такого пристального самоисследования.

«Мне было 26, и я считала себя сложившейся личностью, когда познакомилась с Анной, которая вскоре стала моей близкой подругой, — рассказывает 39-летняя Мария. — Меня поразило, что Анна анализирует каждый свой поступок. И мне она задавала те же вопросы: что тебя побуждает поступать так, а не иначе, почему ты любишь то, а не другое? Я спорила с ней: разве не достаточно просто жить?! Но она заразила меня страстью к исследованию глубинных мотивов».

Марию увлек не только вопрос о сути своей личности, но и вопрос, откуда берется такой интерес к себе.

Наши инструменты

Для познания мира сегодня есть микроскопы и телескопы и даже ловушка для неуловимой частицы нейтрино. А с помощью чего можно исследовать самих себя? Для этого мы пользуемся, как и тысячи лет назад, собственной мыслью и наблюдательностью. А поскольку память не слишком надежна, прибегаем к записям.

С юности и до конца жизни Лев Толстой вел дневники. Он старался быть беспристрастным. «Посмотрим, что такое моя личность, — пишет он в 26 лет. — Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим...»

Фиксируя то, что обычно ускользает, мы можем глубже проникнуть в себя

А затем 56 лет спустя, в год своей смерти: «Чувствую себя в деле нравственного совершенствования совсем мальчишкой, учеником, и учеником плохим, мало усердным», — записывает он в «Дневнике для одного себя»1. Мало кто может быть полностью объективным в отношении себя самого. Нас качает от довольства собой к полному неприятию.

25-летняя Ирина завела дневник онлайн, потому что хотела знать, что думают о ней другие, получить объективную оценку. Но вскоре поняла, что ожидания не оправдались: «Мне проще рассказывать о разных событиях, потому что, когда пишу о себе, я невольно думаю о том, как буду выглядеть в глазах читателей, и стараюсь нравиться. Поэтому я, как Толстой, завела «дневник для одной себя» и там записываю наблюдения над своим характером, которыми я пока не готова ни с кем делиться».

Многие психотерапевты рекомендуют нам вести дневники для себя, особенно в том случае, если мы недовольны собой и другими. Фиксируя то, что обычно ускользает из памяти в потоке новых впечатлений, мы можем выявить повторяющиеся реакции и закономерности в эмоциях и глубже проникнуть в свой характер.

Лица необщее выраженье

Когда нас захватывают события, мы редко задаемся вопросами о своем внутреннем мире. Однако и тогда чувствуем, что существует «Я», личность как таковая, которая отличает нас от всех других.

«Суть «я» и заключается в том, чтобы вечно утверждать о себе: «не вы», «не они». Суть «я» именно в я, — подчеркивал философ Василий Розанов2. — Это и не добро, и не зло: точнее, «добро» я заключается в обособлении, в несмешивании, в противоборстве всему, а «зло» я заключается в слабости, в уступчивости, в том, что оно хотя бы ради «гармонии» и для избежания «ссоры» мирится с другим, сливается с ним.

Тогда есть «мораль», но нет лица: ну, а важно или не важно «лицо» для мира — об этом будут судить уже не одни моралисты. Без «лица» мир не имел бы сиянья, — шли бы «облака» людей, народов, генераций... И, словом, без «лица» нет духа и гения».

Мы действительно чувствуем свою уникальность и отличие от других. Также мы знаем, как обычно реагируем на ту или иную ситуацию, хотя иногда и удивляем сами себя. Когда мы ведем себя непривычным образом, сразу думаем: «Это на меня не похоже!»

Мы не всегда точно знаем, вызваны реакции нашими глубинными чувствами или же навязаны семейной или культурной средой, но они — часть того, что мы называем нашим «Я». И именно потому, что мы сознаем это, мы в состоянии отличать друзей, тех, кто разделяет нашу точку зрения, от тех, чье общество нам не подходит и, более того, может навредить.

В XIX веке, когда науки о человеке начали обращать внимание на различие между нормальным и патологическим и психиатрия стала быстро развиваться, познание себя сделалось практически необходимым. «Нормален ли я? Не слишком ли я экстраверт или интроверт?» Однако не следует путать науку с моралью.

Норма общественной морали предписывает нам поведение, одобряемое другими в настоящий момент развития общества и удобное для других. Норма в медицинском смысле подразумевает личное здоровье и отсутствие душевного и телесного страдания в нашей жизни.

Иногда мы не можем увидеть себя по-настоящему из-за того, что слишком боимся увидеть то, что не понравится. Помочь в этом может психоанализ и его открытие, что тайная, обратная сторона «Я» есть у каждого.

Светлана Кулакова

«Драйв и отдачу я получала в спорте и хочу найти где-то еще»

Светлана Кулакова, спортсменка, чемпион мира по боксу, кикбоксер

Я только начинаю узнавать себя, понимать, на что еще способна. Да, я нашла себя в боксе и кикбоксинге, добилась здесь максимальных успехов, но не хочу исчезнуть после завершения карьеры, как это бывает со многими профессио­нальными спортсменами. Раньше я не использовала время после тренировки для релаксации, а сейчас стараюсь больше быть наедине с собой.

Ловлю себя на мысли, что чаще стала задавать себе вопрос: «Света, а что ты хочешь?» И понимаю, что хочу драйва и отдачи — всего, что получала в спорте, но теперь мечтаю найти в чем-то еще. Для меня важны не только победы, я чувствую удовлетворение от того, что сделала что-то хорошее, полезное для кого-то. Спорт я не брошу, не могу без него, он останется в моей жизни — просто в другом количестве.

Сейчас меня приглашают в Федерацию бокса, я рассматриваю предложения сняться в кино, попробовать себя в качестве телеведущей. Я ни от чего не отказываюсь. Получится, нет — посмотрим. Мне кажется, я не пропущу то, что по-настоящему мое, но для этого нужно продолжать его искать. Мой путь к спорту тоже был извилистым. В бокс я пришла уже подростком, до этого пробовала себя в музыке, хореографии, танцах. Но все это не утоляло моей жажды лидерства — мне всегда хотелось быть первой, чемпионкой.

Осознание «вот это мое!» появилось почти сразу, как только я провела первые бои. Хорошо помню, как меня это захватило, и мечтаю испытать эти ощущения еще раз. Я чувствую в себе потенциал для чего-то еще. Возможно, все мы сейчас находимся в ожидании чего-то нового, поскольку прошлый год был непростым. Говорят, что самое темное время суток наступает перед рассветом. И я верю, что так происходит и в нашей жизни!

Существо многоэтажное

Философ Николай Бердяев называл человека «существом многоэтажным» и писал в философской автобиографии: «Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все»3. Подходить к исследованию себя следует столь же непредвзято, как к изучению космоса.

Благодаря открытиям Зигмунда Фрейда мы обнаружили в себе этажи, о которых раньше не подозревали, начали обращать внимание на противоречия в наших словах и поступках, обнаружили послания, скрытые в сновидениях и ошибочных действиях. А также само бессознательное, которое никто из нас не может наблюдать непосредственно, но которое проявляет себя и влияет на решения.

Узнавая и анализируя себя, мы можем сделать их более ответственными. Часть этой работы — воспоминания и отчасти реконструкция личной истории. Провести ее в одиночестве сложно, и помогает внимательный слушатель, который не навязывает своих правил и оценок. В наше время эту роль выполняют психотерапевты.

«Я был уверен, что стал врачом, потому что интересовался физиологией и хотел помогать больным, — рассказывает 38-летний Сергей, — и только после того, как обратился к психотерапевту, вспомнил, что все мое детство мать болела и я представлял, как я спасаю ее. Эти фантазии позже забылись, но дали мне импульс в выборе профессии. Я спросил себя, действительно ли я хочу этим заниматься и дальше. И ответил, что да, но теперь я это делаю, ясно понимая, какие цели ставлю перед собой».

Часто мы начинаем самоанализ не от хорошей жизни, а когда замечаем — мои занятия мне не подходят, я недоволен; как мне узнать себя лучше, чтобы изменить это? Результатом становятся не готовые ответы, а способность ставить перед собой правильные вопросы. Ответы на них дает нам жизнь.

«Познай самого себя»

Эта заповедь была начертана на фронтоне храма Аполлона в Дельфах. Сократ сделал ее своим жизненным кредо.

«Жизнь без вглядывания в себя не стоит того, чтобы быть прожитой», — утверждал он. Мы не игрушки жестокой или благоприятной судьбы, но способны сами принимать решения о том, как нам поступать. Его ученик Платон отмечал, что деятельность души — не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, которая носит характер беседы с собой.

Размышляя, душа «ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая». Мы можем считать, что эта концепция человека знаменует рождение гуманизма и нравственности. Хотя уже мыслители Античности всматривались вглубь своей души, первая книга, посвященная самонаблюдению, появилась лишь в XVI веке.

В своих «Опытах» Мишель Монтень показывает портрет обычного человека со своими пристрастиями и разочарованиями. Он без утайки и снисхождения описывает свои психологические слабости и болезни. Он призывает нас познать себя, чтобы «жить уместно», то есть полностью пользоваться настоящим моментом. Самопознание, считает он, является условием гармонии с собой и жизни, свободной от предрассудков. Без этого мы сбиваемся с дороги, не отдавая себе отчета в своих потребностях и желаниях.

Два русских философа, жившие на рубеже XIX и XX веков, Николай Бердяев и Василий Розанов, сделали самопознание основой своего метода, постигая через собственную жизнь работу всеобщих законов. Познание себя помогает не только сознавать свои границы и нравственно совершенствоваться, но и обнаруживать свое родство с мирозданием.


Источники: С. Минюрова. Психология самопознания и саморазвития (Екатеринбург, 2013).С. Климова. Николай Бердяев и Василий Розанов: два опыта философской автобиографии. Человек, № 1, 2017.


1 Лев Толстой. Дневники. Портал Tolstoy.ru

2 В. Розанов. Люди лунного света (Азбука, 2008).

3 Н. Бердяев. Самопознание (Азбука-классика, 2019).