Эта статья — третья из цикла, где мы разбираем вопросы, связанные с оплатой психологических услуг и регулированием отношений между психологом и клиентом, совместно с «Психодемией». Если вам интересно, как цена влияет на процесс терапии и из чего складывается стоимость услуг психолога, читайте первую и вторую статьи.
Что психологу нужно обсудить с клиентом в начале работы
Деятельность психологов регулируется этическим кодексом, но принципы, описанные в нем, не требуют одинаковых правил по оплате, длине, количеству сессий и другим нюансам. Каждый психолог выбирает подходящий ему формат и должен рассказать клиентам о своих правилах.
Психологи рассказали, какие детали должны входить в этот разговор, и на что клиент дает согласие в начале работы.
Любава Силаева, психотерапевт, супервизор
«Существует путаница в правилах, которые должны быть у психолога, поэтому мне сразу хочется обозначить, что есть юридические аспекты, а есть этические. И мало того, что они не совпадают, они еще иногда противоречат друг другу и вызывают конфликт интересов. Так как я не юрист, я расскажу, о чем стоит договориться с клиентом с точки зрения профессиональной этики и эффективности психотерапии.
Есть четыре основных пункта, про которые важно говорить в начале.
1. Сроки
У клиента может быть много тревоги, когда непонятно, сколько продлится работа. Человек может мысленно взвешивать, насколько он финансово это потянет, но не говорить об этом. Задача психолога –– все произносить вслух и делать прозрачным. Поэтому я думаю, что специалист должен в начале проговорить, сколько времени может занять работа над запросом клиента в том методе, в котором он практикует.
2. Правила оплаты
Когда надо платить –– до или после встречи? Есть ли предоплата? Мы должны дать всю эту информацию, а не ждать ситуации, когда, например, клиент не заплатит за сессию. Это ответственность психолога –– проинформировать, по каким правилам происходит оплата.
3. Форс-мажоры
Стоит проговорить, как мы поступаем в случае отмены. Какие правила, если сессию отменяет психолог, какие –– если отменяет клиент. Опять же, обсуждать форс-мажор, когда он уже случился, не очень комфортно. Если заранее дать понять клиенту, что у нас есть способы решения непредвиденных ситуаций, это уже хороший вклад в отношения.
4. (Не)фиксированность стоимости
Когда вдруг ни с того ни с сего психолог говорит, что стоимость с этой сессии повышается, это может восприняться болезненно. Узнав еще в начале работы, что цена может меняться, клиент может дать активное согласие или отказаться. В ином случае это не совсем активное согласие, так как он уже вступил с нами в отношения.
Возможно, с юридической точки зрения будет иначе».
Вероника Коштаева, психолог, маркетолог
«Также нужно дать клиенту информацию о том методе, который мы используем в своей практике, и что будет происходить в рамках этого метода. Например, в юнгианском анализе будет анализ сновидений и периодические интерпретации. Мне кажется, это тоже нужно сразу прояснять, так клиент поймет, что из себя представляет метод, на что можно рассчитывать, что будет происходить, а что –– совершенно точно не будет.
Еще полезно проговаривать, что может делать и не может делать клиент. Как он может проявлять себя: может ли он кричать, швырять вещи, материться? Из моей практики многие клиенты очень переживают по поводу нецензурной лексики. Насколько это вообще допустимо? Не упадет ли психолог в обморок, услышав какие-то его высказывания и агрессивные проявления? Поэтому это тоже можно сразу проговорить».
Дарья Балахонова, психолог
«У сессий есть временные рамки. Поэтому в начале также важно обговорить: нужно ли клиенту оплачивать дополнительное время, если сессия увеличивается. Продлевается ли сессия или нет, если клиент опаздывает. Какие допустимые сроки, за сколько можно отменить или перенести сессию без оплаты. Например, мои клиенты могут перенести сессию за 48 часов. Если времени осталось меньше, то за исключением форс-мажоров сессия оплачивается.
В контракте, который я заключаю с клиентами, про повышение оплаты есть фраза: «Плата за сессию пересматривается психологом каждые 6 месяцев, но не обязательно меняется».
Для меня эта формулировка очень разрешающая и комфортная
Сейчас мы вообще не знаем, что будет с экономикой, что будет со стоимостью проезда, аренды кабинета, поэтому не можем гарантировать, что цена не поднимется. И в то же время мы не можем сильно фрустрировать клиента тем, что обязательно будем повышать оплату каждые полгода. Также сообщаю, за сколько я буду предупреждать клиента об изменениях стоимости, чтобы у него было время адаптироваться и принять решение.
Я не могу дать клиенту определенность в плане длительности работы. У меня еще ни разу не было, чтобы можно было оценить, сколько сессий понадобится, чтобы решить этот запрос. Это, наверное, зависит от метода. Я сразу говорю о том, как я работаю и что это может быть работа вдолгую».
Чем клиенту помогает обсуждение правил в начале терапии
Обсуждать правила в начале работы –– это не только организационный вопрос, это уже начало психологической работы с клиентом. Выпускники «Психодемии» рассказывают, как такой разговор способствует доверительным отношениям и создает задел на дальнейшую работу.
Дарья Балахонова
«У нас мало опыта заключения контрактов и договоренностей между взрослыми людьми. Это вообще непривычно для нашей культуры. Например, часто кажется, что дать обратную связь –– значит стать ябедой. По-взрослому договариваться у нас не так популярно, как хотелось бы. Поэтому это вообще хорошее начало терапии –– говорить о том, о чем не было принято говорить в семье или в сообществе клиента. Это будет еще и признак, что с психологом о многом можно поговорить.
Мы контрактируем важные вещи, а с психологической точки зрения даем клиенту разрешение, что здесь в контакте будет по-другому, чем обычно. Мы показываем клиенту, что мы его уважаем и нам важно, что он думает».
Любава Силаева
«Обмен деньгами –– это бытовая физическая история, но есть смысл, который мы вкладываем туда. Есть чувства, опасения, тревога, чтобы усмирить ее, важно создать чувство безопасности для клиента. Давая четкие правила, мы показываем, что здесь не будет злоупотребления им и его информацией, авторитарности, потому что мы получаем активное согласие об оплате от него. У него есть контроль над тем, что будет происходить в терапии».
Какие документы должен подписывать клиент и должен ли
Должен ли психолог заключать договор с клиентом? Обязательно ли это с юридической точки зрения? Если должен, то какие документы должен подписывать клиент?
Любава Силаева
«Насколько мне известно, единственный юридический договор, который мы можем дать клиенту подписать, это стандартный договор оказания услуг. Но есть еще и все этические аспекты, которые мы проговорили, они в большей степени важны для дальнейшей работы.
То есть юридически заключение договора –– это скорее способ легализовать свою практику, что само по себе хорошая идея. Еще можно легализовать практику, если вы самозанятый и высылаете клиенту чеки. Легализовать можно и так, и так.
Но документов, контролирующих нашу работу, у нас нет
Закон о лицензировании психологической деятельности формулируется уже много лет, но это все еще законопроект. Поэтому юридически единственное, что доступно, это договор оказания услуг. А с точки зрения этики психолог может давать подписать информированное согласие или терапевтический контракт.
Как мне кажется, контракт здорово влияет на процесс, потому что мы делаем прогресс вычисляемым. У нас зафиксировано, чего вы должны достичь и по каким критериям мы это определяем. Бывает приятно иногда с ними сверяться и обнаруживать, что многие из поставленных целей уже давно достигнуты».
Вероника Коштаева
«В своем опыте я сталкивалась с разными вариантами: когда не нужно было подписывать никакие документы и когда нужно было подписывать. В начале практики я ничего не подписывала с клиентами, ни информированное согласие, ни договор. Сейчас предлагаю подписывать то и другое.
Для меня аргументом подписывать договор или информированное согласие является такая гипотетическая ситуация. Допустим, мы контракт не подписали и клиент записал что-то на диктофон, а потом пошел в суд и высказал какую-то претензию. Если у нас нет подписанного договора, мы, по сути, мы лишаем себя возможности отстаивания своих прав в судебном процессе. Если договор есть, это другая история. Это один из моментов, о котором стоит размышлять в пользу договора.
Когда психолог не просит подписывать договор и проговаривает правила устно, это скорее материнская позиция про доверие. А наличие договора –– отцовская, про закон и порядо». Так что этот выбор тоже зависит от психолога. Моя позиция здесь, что лучше подписывать».
Материал основан на серии паблик-токов «Психодемии», в которых психологи обсуждают вопросы, связанные с темой оплаты в психотерапии. Модератор встреч — студентка «Психодемии», психолог Мария Лабазанова, ACT-терапевт, комьюнити-менеджер в Сообществе выпускников.
Психолог, психотерапевт, аккредитованный супервизор, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, автор канала «Ночной эфир», выпускница «Психодемии»
Психолог блогеров и маркетолог для психологов, ведущая трансформационных психологических игр, коуч EMCC, автор канала «Алхимия контента», курса «Этичное продвижение психологов практиков» в «Психодемии»
Психолог, автор книги «Биохакинг родительства», наставник для психологов, организатор сообщества «Элитарный клуб психологов»