«Толстый волосатый мужик грозится напрыгнуть на мой член»: откровения о сталкинге комментируют эксперты
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Это выглядело как шантаж: или я отдаюсь ему, или он начинает пускать про меня слухи»

Николай, 31 год

Ситуация преследования случилась со мной примерно шесть лет назад и эпизодически продолжается до сих пор. Я приехал из командировки в свой родной город и, по воле обстоятельств, решил там на некоторое время осесть. А так как работы по моей специальности там было не так уж и много, то я решил устроиться на наш городской химзавод. Не мое, конечно, но хоть какие-то деньги. По итогу я проработал только месяц и уволился. Как-то не особенно у меня там все сложилось.

Через какое-то время мне в соцсети постучался некий Алекс Цвейгов. Я знал такого человека у нас на заводе и подумал, что это он и есть. Разговорились, он спрашивал, как я поживаю, как работается у них на заводе (он, видимо, не знал, что я уже уволился), давно ли я вернулся в город и все в таком духе. Но после фразы «Приезжай, попьем коньячку» я начал подозревать, что это не тот Алексей Цвейгов. Настоящий Алексей не пьет и уж тем более не будет слать подмигивающие стикеры всякие.

После того как я отказался приезжать к нему пить коньяк, он сменил тактику и начал разъяснять мне, что он имеет доступ ко всем цехам, что он там главный инженер или технолог и может зайти ко мне на точку работы ночью, и тогда мне деваться будет некуда. А если я не соглашусь, то мне самому будет очень неудобно, если цех узнает, что я вот такой разнузданный «мальчишка-проказник». Он был уверен: я люблю связи с мужчинами.

Фактически это выглядело как шантаж: или я отдаюсь ему, или он начинает пускать про меня слухи

Я, конечно, посмеялся про себя, а ему сказал, что он может приходить ко мне на точку работы — мне все равно. Но мне и правда было все равно. Я же там больше не работал.

То есть получается, что это действительно какой-то коллега с работы начал уточнять, кто я. Нашел меня в соцсетях и стал мне написывать. Но он не был человеком, видимо, из моего цеха, так как он бы уже знал, что я уволился. За счет своего дурацкого воспитания я не имею привычки посылать людей на три буквы, даже если они мне неприятны. Так что просто заблокировал его и забыл об этом. Мало ли сумасшедших.

Дальше через месяц-два с незнакомого аккаунта снова последовало предложение приехать ночью и выпить коньяка. Только уже в более развернутой форме. Типа «Что может быть лучше спонтанного анального секса пьяным?» Снова кинул уже этого пользователя в черный список. Были еще попытки с его стороны писать мне на мобильный. Уж не знаю, откуда он взял мой номер. Может быть, действительно в отделе кадров на заводе. Но я номер быстро сменил. Не из-за него, а просто так обстоятельства сложились.

Полгода спустя, видимо, когда началось весеннее обострение, он снова написал мне с незнакомого аккаунта. Сказал, что узнал, где я живу, скинул адрес. Это и правда был мой адрес, только я по нему уже не жил. Я решил ему ответить более агрессивно. В ответ он прислал свое фото без лица. Волосатый, жирный, разница в возрасте у нас лет 15, судя по всему. Я его снова заблокировал.

И вот эта история длится уже около пяти лет.

Я заметил, что чуть начинает таять снег и светить весеннее солнышко, большой волосатый мужик начинает активно приглашать меня попить с ним коньячку с фейковых аккаунтов

В прошлом году он написал мне, что видел меня на такой-то улице в такое-то время (я ему перед этим сказал, что уехал из города), что я врун и наверняка вот сейчас-то «с радостью напрыгну на его член». Как-то писал мне, что увидел меня у магазина с другом. Сразу же предположил, что я все-таки по парням, раз шел в компании с мужчиной.

Вообще, я не уверен, что он действительно за мной не следит. Но я ничего такого в реальности не замечал. Если бы он более активно начал бы меня преследовать, то я бы уже, наверное, связывался с руководством завода или в полицию обратился. А так, мне кажется, он не особенно опасен. Просто, видимо, психически нездоровый какой-то, да еще и бухает.

Друзья мои не очень в курсе этой истории. Подруге я своей об этом рассказывал, но так, мельком, просто как-то раз разговор зашел. Не считаю это какой-то серьезной проблемой. Просто неприятно скорее, что кто-то нарушает мои границы и вторгается в мою личную жизнь. Но что-то специальное, чтобы это прекратить, я не делал. Соцсети свои не закрывал. Просто знаю, что скоро весна, а значит, мне снова придет сообщение от жирного мужика, который неизвестно почему решил ко мне привязаться со своими приглашениями. Видимо, я — не первая такая жертва в его биографии.

«Сталкерство не имеет никакого отношения к „безумной влюбленности“ и „желанию подружиться“»

Олеся Патратий, экзистенциальный психолог

Киберсталкинг — навязчивое, нежелательное внимание к человеку и/или его преследование в интернете.

Это могут быть:

  • навязчивые сообщения в мессенджерах;

  • распространение личных данных без согласия;

  • шантаж;

  • неуместные повторяющие комментарии под фотографиями, носящие сексуализированный и/или угрожающий характер;

  • запугивания, домогательства;

  • похищение цифровой личности.

Киберсталкинг, так же как и любой вид сталкинга, — насилие, вторжение в личную жизнь. Оно может довести до тревожного или депрессивного расстройства, химических зависимостей или суицидальных рисков.

Свои действия сталкер использует, чтобы почувствовать власть и силу, злоупотребить другим человеком. Сталкерство не имеет никакого отношения к «безумной влюбленности», «желанию подружиться». Сталкер просто чувствует власть и зачастую наслаждается вниманием пострадавшего.

К сожалению, часто окружающие не относятся серьезно к киберсталкингу, что усиливает чувство тревоги и одиночества. Ведь с одной стороны — сталкер, постоянно преследующий человека, а с другой — близкие, отрицающие эту проблему.

Преследователем может оказаться кто угодно, вне зависимости от гендера, расы, сексуальной ориентации, цвета кожи. Чтобы стать пострадавшим, достаточно иметь страничку в социальных сетях или любой мессенджер. История Николая это доказывает.

Что можно сделать в таких случаях:

  1. Расскажите как можно большему количеству людей о том, что с вами происходит (родственникам, друзьям, коллегам): как часто приходят сообщения, какие именно поступают угрозы, имеют ли место публичные унижения в сети, распространяет ли сталкер ваши личные данные, пытается ли взломать аккаунт. Предупредите близких о возможных рисках (взлом аккаунта, рассылка вашей личной информации).

  2. Сделайте скриншоты сообщений и комментариев, чтобы собрать как можно больше улик, доказывающих факт преследования.

  3. Обратитесь за психологической поддержкой. Психолог поможет вам сохранить душевное равновесие и составить (при необходимости) кризисный план действий.

    Да, в РФ нет статьи о сталкинге, но есть о клевете и вторжении в частную жизнь. Можно также пытаться жаловаться на бездействие полиции.

  4. Обозначьте свое нежелание общаться с агрессором. Если вы этого не сделаете, то это может быть использовано как формальный предлог для продолжения преследования. После этого не отвечайте на сообщения и комментарии.

  5. Закройте доступ в социальные сети, временно не добавляйте в друзья незнакомцев. Удалите из друзей незнакомых людей. В случае сомнений в безопасности —  удалите страницу. Не выкладывайте фото, видео, информацию о вашем местонахождении и контакты в открытый доступ.

  6. Смените пароли на электронной почте и других информационных ресурсах.

«Такой человек может осознавать неправильность своего поведения, но не может самостоятельно справиться со своими порывами»

Наталья Рачковская, клинический и кризисный психолог

В комментариях к статьям про сталкинг часто можно встретить мнение, что жертва сталкинга сама спровоцировала преследователя, заигрывала с ним, строила глазки, мол, дыма без огня не бывает. Или же что сталкеры преследуют только психологически слабых людей, не способных дать отпор, «пахнущих» жертвой. На самом деле это совсем не так. Жертвой насилия (а сталкинг — это одна из разновидностей психологического насилия) может стать абсолютно любой человек.

В данной ситуации жертва сталкинга наблюдает, что появления преследователя цикличны, и, вероятно, исходя из этого предполагает, что преследователь — психически нездоровый человек. Я бы хотела подчеркнуть, что не каждый сталкер психически нездоров, и уж тем более не каждый психически нездоровый человек является сталкером.

Сталкерами часто становятся люди с расстройствами личности, прекрасно осознающие природу своего поступка и его влияние на жертву, но в силу слабой или отсутствующей вовсе эмпатии не придающие этому значения.

Еще одна категория сталкеров — это люди с нарушением привязанности. Они воспитывались эмоционально холодными, жестокими, отвергающими родителями или вовсе без родителей. Эти люди испытывают невыносимый эмоциональный голод, тоску по любви и принятию и, как следствие, склонны истолковывать любой знак внимания от другого человека как признак любви. Такой человек может осознавать неправильность своего поведения, стыдиться его, очень хотеть прекратить это делать, но не уметь самостоятельно справиться со своими порывами.

Если вы стали жертвой сталкинга, вот что стоит предпринять:

  1. На первом этапе, если преследователь вам не угрожает и не шантажирует, лучше просто игнорировать его. Не вступать в диалог, а еще лучше даже не открывать его сообщения. Если преследователь не заинтересован лично в вас, то, скорее всего, он отстанет и отправится на поиски другой жертвы.

  2. Если игнорирование не помогло и/или если вам угрожают, шантажируют, выслеживают вас в реальной жизни, обязательно обратитесь в полицию и зафиксируйте эти факты. Не всегда в полиции сразу принимают такие заявления, будьте настойчивы.

  3. Воспринимайте любую угрозу как реальную. Я не призываю вас запираться дома, но если вас преследуют, то принять меры безопасности будет точно не лишним. Не ходите по вечерам и в одиночестве, не выкладывайте в соцсети информацию, по которой вас можно выследить (геолокацию, информацию о своей работе, фото из окна).

  4. Если в результате преследования ухудшается ваше психологическое состояние, обязательно обратитесь за помощью к психотерапевту.

Олеся Патратий
Олеся Патратий

Экзистенциальный психолог, психолог кризисного центра «Китеж» и проекта «Тебе Поверят»

Наталья Рачковская
Наталья Рачковская

Клинический и кризисный психолог, травматерапевт для жертв партнерского и родительского абьюза, автор блога «Терапия после абьюза»

Личный сайт